Стиг Ларссон, который так и не узнал славы

Автор суперпопулярной трилогии «Миллениум» умер, так и не узнав, какой фурор произведут его романы в мире.
Мария Обельченко
|
29 Декабря 2011
Дэниел Крэйг и Руни Мара в фильме «Девушка с татуировкой дракона»
Дэниел Крэйг и Руни Мара в фильме «Девушка с татуировкой дракона»
Фото: ALL OVER PRESS

Писатель, автор суперпопулярной во всем мире трилогии «Миллениум» («Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, которая играла с огнем», «Девушка, которая взрывала воздушные замки»), умер, так и не узнав, какой фурор в будущем произведут его романы во всем мире. История с отсутствием завещания лишь подлила масла в огонь. Не говоря уже о главной интриге — о будто бы написанном Ларссоном больше чем наполовину следующем, четвертом романе о Лисбет Саландер и Микаэле Блумквисте.

В апреле 2004 года Стиг Ларссон получил долгожданный ответ из издательского дома «Norstedts» в Стокгольме — его романы приняты к публикации, хотя и требуют определенной редакторской работы.

Ларссону и его гражданской жене Еве Габриэльссон, историку архитектуры (они познакомились, когда Еве было 18 лет), и в голову не могло прийти, какие последствия вызовет эта история. Они мечтали, что на вырученные от продажи первых трех романов деньги смогут отдать многочисленные долги и достроить крохотный домик у моря, где собирались проводить каникулы. А вот если все пойдет хорошо и Стигу удастся продать все десять задуманных романов (по словам Евы, к ним якобы даже существуют сюжетные наработки в виде синопсиса), гонорары за них супруги планировали потратить на благотворительность — помочь тем общественным фондам и организациям, с которыми была связана журналистская деятельность Ларссона.

Несколько месяцев после заключения сделки прошли под знаком надежды и были очень счастливыми в жизни Евы и Стига, ведь первое издательство «Piratforlaget» (специализирующееся как раз на бестселлерах), получившее от Ларссона рукописи, отказалось даже от их рассмотрения. Хотя, признается Ева, почему-то в эти месяцы им было особенно страшно. Стигу казалось, что если кто-то из его врагов захочет выполнить свои угрозы — а он немало их получал за свою жизнь, был даже период, когда они с Евой жили под охраной полиции, — то беда случится не с ним, а с Евой. Поэтому она должна была звонить ему всякий раз, как добиралась из пункта А в пункт Б. Всегда. Позвонила она ему и в тот холодный осенний день 9 ноября, когда добралась до дома. Но к этому моменту Ларссон уже был мертв. Ему стало плохо в офисе журнала «Expo». Лифт не работал, и у пятидесятилетнего Стига, курильщика, кофемана и трудоголика, после подъема по ступенькам на седьмой этаж здания случился обширный инфаркт.

ПОД ПРИКРЫТИЕМ

Первый же роман трилогии продался невиданными тиражами.

Стиг с Евой Габриэльссон на традиционном для шведов отдыхе — морской прогулке на яхте
Стиг с Евой Габриэльссон на традиционном для шведов отдыхе — морской прогулке на яхте
Фото: SPLASH NEWS/ALL OVER PRESS

То же случилось и с остальными двумя книгами. Стиг Ларссон неожиданно для всех стал автором бестселлеров, а Ева — женщиной, которая согласно шведскому законодательству не имеет к нему никакого отношения. Дело в том, что Ларссон не оставил завещания, а то, которое Ева нашла в его бумагах, не было подписано свидетелями и заверено нотариусом, следовательно, не имело силы. Ева Габриэльссон знала Стига 32 года, из них 30 лет они прожили вместе. Почему они так и не поженились? По шведским законам люди, вступающие в брак, обязаны сделать официальное заявление, после чего их адрес и все данные о семье становятся доступны любому человеку.

Поскольку работа и взгляды Ларссона сделали его мишенью для различных радикальных неонацистских организаций, важно было соблюдать максимальную осторожность. На двери их скромной однокомнатной квартиры на табличке стояла только фамилия Евы. В ресторанах они всегда садились так, чтобы наблюдать за входом и выходом. Тем не менее Стиг и Ева носили обручальные кольца с выгравированными на внутренней стороне именами друг друга и считали себя мужем и женой, а не просто партнерами или любовниками.

Через шесть месяцев после смерти Ларссона Ева получила документы, извещающие ее о том, что наследство Стига поровну поделено между его братом Йоакимом и отцом Эрландом.

Несмотря на их заверения в день его смерти: «Ты его жена и имеешь право унаследовать все, что принадлежало Стигу». Теперь же официальное извещение сопровождалось комментарием: «Если бы Стиг хотел, он, безусловно, составил бы завещание в твою пользу». Ева уверяет, что Ларссон незадолго до кончины попросил юристов в издательском доме оформить завещание относительно авторских прав и гонораров в пользу своей жены. Но безалаберность в отношении личных бумаг и вечная загруженность помешали ему довести эту историю до конца. Точно так же, как не успел он — невзирая на постоянные просьбы редактора — найти время для встречи и серьезной работы над рукописями. И эта работа в конце концов была проделана без него. И без участия Евы. Между тем она неустанно повторяет и в своих мемуарах — ее воспоминания вышли в свет в Швеции в этом году, — и во всех интервью: «Стиг не имел ничего общего со своими родными.

Смерть писателя и журналиста Стига Ларссона в возрасте 50 лет можно считать трагической случайностью. Хотя всю жизнь он ходил по краю — благодаря своим взглядам Стиг нажил себе множество врагов среди радикальных националистов
Смерть писателя и журналиста Стига Ларссона в возрасте 50 лет можно считать трагической случайностью. Хотя всю жизнь он ходил по краю — благодаря своим взглядам Стиг нажил себе множество врагов среди радикальных националистов
Фото: APPHOTO/FOTOLINK

Общались они исключительно формально, а встречались лишь по праздникам». Родители Стига (отец — художник-оформитель, мать — продавщица в магазине одежды) были очень молоды, когда он появился на свет, и отправили его жить к дедушке с бабушкой по материнской линии на север Швеции. Именно от дедушки, антифашиста Северина Бострема (он был в числе интернированных немцами шведов во время Второй мировой войны), Ларссон и унаследовал свою страсть к борьбе с экстремистскими проявлениями любого толка. Недаром с Евой он познакомился на одном из антивоенных молодежных митингов в 1972 году — против войны во Вьетнаме.

МУЖЧИНЫ, КОТОРЫЕ НЕНАВИДЯТ ЖЕНЩИН

Одна из основных претензий Евы Габриэльссон к брату и отцу Ларссона заключается совсем не в том, что они незаслуженно получили доступ к миллионам (на сегодняшний день вместе с правами на создание фильмов сумма доходов Ларссона равна примерно 30 миллионам долларов). Ева считает, что родственники некорректно обошлись с романами Стига. Это касается как проблем с переводами, в том числе на английский язык (сама Ева знает его в совершенстве), так и с неверной трактовкой отдельных сюжетных линий или, например, упоминаний имен реальных людей в различных публикациях. В романах Ларссона очень много реальных действующих лиц, но многие из них были вычеркнуты из текста по просьбе отца и брата писателя. Больше всего

Еву возмущает, что они согласились с предложением издателей поменять оригинальное название первого романа «Мужчины, которые ненавидят женщин» на более коммерческое — «Девушка с татуировкой дракона».

Для феминиста Ларссона тема насилия над женщинами была принципиально важной еще и по очень личной причине. Дело в том, что, когда Стигу было 14 или 15 лет, на его глазах члены подростковой банды изнасиловали девушку. Он не смог или не захотел вмешаться, будучи членом этой банды, равно как и не донес на этих парней в полицию. С тех пор его мучило страшное чувство вины. Звали девушку, по словам тех, кто знал об этой истории, Лисбет.

Ларссон не был ни компьютерным гением, как его героиня, ни специалистом в экономике или математике. Большую часть жизни он печатал на машинке — родители подарили ему ее в 14 лет.

После школы Ларссон служил в армии, много путешествовал, но не просто так. Например, в Эфиопии Ларссон был в самом пекле гражданской войны, среди эритрейских повстанцев. Его не приняли в Стокгольмскую школу журналистики, и он долго работал в почтовом офисе, занимаясь независимой журналистикой, прежде чем получил работу графического дизайнера в новостном агентстве. И лишь в 1995 году создал собственный журнал «Expo» — прототип «Миллениума» в романе. Пользуясь уважением среди коллег, издание тем не менее постоянно испытывало финансовые трудности, не раз находилось на грани банкротства — при всей своей мягкости и доброте Стиг был одержимым человеком и непримиримым борцом со злом, а это пока не приносит дивидендов ни в одной стране мира...

КОМПЬЮТЕР КАК УЛИКА

Одна из главных интриг — увидит ли когда-нибудь свет неоконченная часть (если она вообще существует) четвертой книги Ларссона.

Ева Габриэльссон отказывается отдать издателям компьютер, где находятся соответствующие файлы — от 200 до 350 страниц текста. Неизвестно, и где этот самый компьютер находится. По одной из версий, она отдала его на хранение в редакцию журнала «Expo», потому что там было много материалов, связанных с журналистской работой Стига, во-первых, а во-вторых, из страха, что издатели сами допишут роман. Причем отдала в тот же день, когда умер Стиг. Сама же Ева отказывается — пока, во всяком случае — завершить работу за мужа, хотя и не скрывает, что вполне могла бы это сделать.

Отец писателя Эрланд и брат Йоаким поначалу признавали право Евы на наследство. Но потом изменили свое мнение
Отец писателя Эрланд и брат Йоаким поначалу признавали право Евы на наследство. Но потом изменили свое мнение
Фото: ALL OVER PRESS

Возможно, она боится не только лишиться единственной «улики», оставшейся у нее от Ларссона, но и не хочет подогревать теорию о литературной недееспособности самого Ларссона. Один из его приятелей Курдо Бакши давно уже вызвал ненависть почитателей трилогии о современных «мстителях» своими нелестными для писателя утверждениями: мол, даже журналистские тексты Стиг писал весьма средне, куда уж ему было справиться с 600-страничным романом. Такого же мнения коллега Ларссона по его работе в новостном агентстве Андерс Хеллберг. Стиг трудился там графическим дизайнером, но периодически писал и тексты. Хеллберг уверен, что он не мог самостоятельно написать романы, потому что даже опытный редактор в свое время был не в состоянии «ничего поделать с его писаниной». Впрочем, Ева Гедин из издательства «Norstedts», тот самый редактор, так и не дождавшийся у себя в кабинете автора будущих бестселлеров, отрицает подобные инсинуации.

По ее мнению, тексты были абсолютно профессиональными и нуждались лишь в очевидной редакторской доработке. Ясно одно: если бы автор не умер еще до публикации, никто бы не стал заниматься спекуляциями на эту тему. А если бы вопросы и возникли, то он сам бы смог на них ответить.

КОЗЫРИ И АРГУМЕНТЫ

Итак, на сегодняшний день продолжается борьба за литературное наследство Ларссона. Но кроме общественной поддержки (создан специальный сайт, где желающие помочь Еве расплатиться хотя бы с огромными суммами судебных издержек, предлагают жертвовать от 3 до 14 долларов — в зависимости от отношения к происходящему) у Евы Габриэльссон остается только один козырь на руках — тот самый персональный компьютер с незаконченным романом.

Он, например, может стать неплохим аргументом для попытки доказать свое соавторство в написании ставших мировыми бестселлерами сочинений. Все старания родственников Ларссона заполучить пресловутый ноутбук пока что остаются безуспешными. Сначала они предложили вернуть Еве квартиру (после смерти Стига их жилище было поделено на две части, одна из которых стала собственностью отца и брата). Ева отказалась и переехала в другую квартиру. Потом ей предложили сделку: 2,6 миллиона долларов в обмен на компьютер. Но, несмотря на отсутствие денег даже для оплаты адвокатских услуг, Ева пока предпочитает хранить тайну своего возлюбленного. Кто знает, доведется ли читателям узнать дальнейшую историю и судьбу Лисбет и Микаэля, ставших не только национальными героями сегодняшней Швеции, но и всего современного мира?

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог