Лишь на 44-ом году жизни актеру и искусствоведу Роберту Ладлэму удалось договориться с издательством, чтобы его рукопись «Наследство Скарлатти» взяли в работу. И то с десятой попытки. Однако книга стала бестселлером. С тех пор Ладлэм принялся сочинять шпионские детективы, а в 1980 году он придумал персонажа, отчасти похожего на Джеймса Бонда, назвав его Джейсон Борн. Первый детектив — «Идентификация Борна» — был воспринят публикой благосклонно и после него Ладлэм написал «Превосходство Борна» и «Ультиматум Борна». А вот книги под названием «Эволюция Борна» у Ладлэма не существует.
Как, впрочем, не существует и суперагента с таким именем в фильме «Эволюция Борна», который вышел на экраны на этой неделе.
А сам Борн лишь единожды будет упомянут в новой части франшизы. При этом никто не отказывал игравшему Борна Мэтту Дэймону в съемках. Напротив, актер сам отказался от проекта, не захотев сниматься в фильме без Пола Гринграсса — создателя второй и третьей части картины. Поэтому режиссер Тони Гилрой взял за основу романы Эрика Ван Ластбадера, нанятого издателями после смерти Ладлэма придумывать продолжение шпионской саги, и переработал их. Так возник новый агент.
В результате действие в «Эволюции» разворачивается в одно время с «Ультиматумом» (о чем зритель может только догадываться), но героем фильма стал совсем другой персонаж — Аарон Кросс (Джереми Реннер).
Он — выходец из проекта под названием «Ауткам». И чтобы запутать зрителя окончательно, придется упомянуть, что в отличие от «Тредстоуна», «Ауткам» принадлежит не ЦРУ, а Министерству обороны США. А так-то все просто: шестеро агентов «Ауткама» были подготовлены для самых секретных и долгосрочных операций.
Но после раскрытия Борна, всех агентов, обладающих необыкновенными способностями, решено уничтожить. Спастись повезло лишь Кроссу. Повезло сомнительно: чтобы продолжать жить, ему необходим постоянный допинг, недавно снятый с производства. Так что помочь ему может лишь доктор Марта Ширинг (Рейчел Вайс), этические принципы которой позволяют куда больше, чем принципы зашоренных агентов ЦРУ.
Но даже ей на приготовление волшебного эликсира нужно время, которого катастрофически не хватает. Выход один — бежать, что есть силы.
Собственно именно этим и займутся Вайс и Реннер в фильме — бегом, да еще разговорами. По условиям классического политического детектива эпохи Ладлэма, все шпионы много двигались и еще больше говорили. Что ж, если сюжет режиссер Гилрой решил переписать до основания, должен же он был хоть что-то оставить для почитателей этого исчезающего жанра. Все остальное: гаджеты, кругосветные путешествия, манеры, оружие и даже выражение лица Кросса — будто списано с любимого и непокорного агента разведки Ее величества. В результате Аарон стал куда больше напоминать Джеймса Бонда, чем шпион, придуманный Ладлэмом.
С другой стороны, Аарон от Реннера куда обаятельнее Борна Мэтта Деймона.
Особенно возмужавшего, заматеревшего и очевидно уставшего от самого себя из последнего фильма. Так что, даже сожалея об утраченном классическом детективе, все равно не перестаешь восхищаться проворством и навыкам нового героя. Особенно ему повезло, когда он додумался работать в дуэте с замечательным, удивительно гармоничным и непростым доктором Мартой от Рейчел Вайс. Романтические иллюзии вкупе с погонями и убийствами, замешанные на логических ребусах, не дадут расслабиться зрителям обоих полов. Идеальное сочетание для таких фильмов, как «Эволюция Борна».