Семь лучших кинообразов Ренаты Литвиновой

Портал 7Дней.ru решил вспомнить лучшие роли актрисы к выходу в прокат фильма «Девушка и смерть».
Татьяна Витковская
|
17 Мая 2013
Съемки фильма  «Мелодия для шарманки»
Съемки фильма «Мелодия для шарманки»
Фото: ИТАР-ТАСС

16 мая в России состоялась премьера нового фильма нидерландского мастера Йоса Стеллинга «Девушка и смерть», одну из ролей в котором сыграла гениальная актриса, режиссер и сценарист Рената Литвинова. К выходу картины в прокат редакция портала 7Дней.ru решила вспомнить семь лучших образов в актерской карьере Ренаты Муратовны.

Дебют актрисы в большом кино состоялся в фильме Киры Муратовой «Увлеченье» в 1994 году, потом были «Три истории» (1997) той же Муратовой и еще несколько не таких известных ролей, но настоящая слава к Ренате пришла после выхода на экраны художественного мини-сериала Александра Митты «Граница: Таежный роман» (2000).

«Граница: Таежный роман»

Литвинова сыграла Альбину Ворон — начальника аптеки военного гарнизона и жену майора Вячеслава Ворона (Андрей Панин).

Эта героиня Литвиновой (что потом станет «фишкой» актрисы) — «воздушная» барышня, такая «воздушная», что «вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела», как Катерина в «Грозе» Александра Островского. «Я летаю, я в раю!» — уверяет Ворон в бане своих подружек.

Брак Альбины совершенно нельзя назвать счастливым. Эти два Ворона — как небо и земля: он — суровый военный, она — барышня, которой лучше было бы родиться в прошлом веке.

Кадр из сериала «Граница. Таежный роман»
Кадр из сериала «Граница. Таежный роман»
Фото: Kinopoisk

Героиня Литвиновой даже в лес и на болото идет в гламурном наряде, совершенно не умеет готовить, считая, что муж вполне может питаться одними вареными яйцами, и никаких щей! И это понятно — она происходит из старинного рода, где прохудившиеся носки отдавали слугам. Ей в принципе не нравятся военные мужчины: «От них от всех «Шипром» пахнет, как будто их в одной конюшне дезинфицировали». Альбина боится умереть на границе с Китаем (действие сериала происходит в 1970 году на Дальнем Востоке) и с удовольствием уехала бы от мужа, если бы ей представилась такая возможность. И она у Альбины появляется, когда в город приезжает с концертами ранее известный, а сейчас стареющий и пьющий певец Вадим Глинский, которого наша героиня может слушать часами, не обращая внимания на крики мужа.

К концерту Глинского Рената готовится с особой тщательностью, со знанием дела (аристократия!) и иронично комментируя наряды, которые ей предлагают подруги: «Белый верх, черный низ, красный галстук на груди», «Пестрое. Это отвлечет внимание от певца», «Розовая кофточка, бретельки просвечивают. Ничего вульгарнее не придумаешь», «Черное — ни в коем случае. Как монашка», «Серое. Тема — наша серость из Сибири». В итоге Альбина выбирает платье невинного белого цвета.

Сначала Вадим просто использует нашу героиню, у которой много свежих идей, чтобы вернуть себе угасающую славу и заработать побольше денег. Альбина даже уезжает от мужа и гастролирует с ним в качестве администратора, но вскоре Вадим уже представляет ее как любимую женщину, в процессе совместной работы он действительно ее полюбил.

«Я ему нужна не для борщей и не для носков», — заверяет героиня Литвиновой подруг.

Однако муж Альбины угрожает Глинскому и вынуждает его отказаться от любимой. Испугать творческого человека оказалось очень легко, и он бросает свою возлюбленную. Героиня Литвиновой снова оказывается в гарнизоне среди нелюбимых военных и рядом с ненавистным ей мужем. Иногда она думала о таком исходе и очень его боялась, хотя у нее был некий план: «А тогда я вылечу из окна. Прямо в небо. Сейчас я очень счастливая», «Я люблю тебя, я никого не буду любить так, как тебя». В окно Альбина, конечно, не выпрыгивает, но, воспользовавшись тем, что на работе у нее неограниченный доступ к лекарствам, травится таблетками. Ее успевают спасти, но Альбина больше не видит смысла жизни: «Счастья не будет, один туман».

Кадр из фильма «Небо. Самолет. Девушка»
Кадр из фильма «Небо. Самолет. Девушка»
Фото: Kinopoisk

Она медленно спивается, начинает изменять мужу направо и налево, и, окончательно отчаявшись, пытается его застрелить, но не хватает сил и смелости. В следующий раз мы видим Альбину уже с Глинским и ее бабушкой — в поезде их неожиданно встречает Галина Жгут, с которой они дружили в гарнизоне. Вот такой хэппи-энд для романтичной (порой до неадекватности) героини Литвиновой.

«Небо. Самолет. Девушка»

Известность как к киноактрисе к Ренате пришла после фильма Веры Сторожевой «Небо. Самолет. Девушка», в котором она сыграла стюардессу Лару. Образ, созданный Литвиновой, полностью соответствует «небесной» профессии ее героини — она тоже вся такая «воздушная» и не от мира сего, однако это не мешает Ларе найти любовь. Но это чувство она понимает по-своему, а ее отношения с мужчиной мечты можно назвать не иначе, как странными.

Они в определенное время встречаются в одном и том же месте — у входа на станцию метро «Арбатская», выкраивая редкое свободное время между командировками и рейсами. Но эти отношения не могут продолжаться долго, Лара на это просто неспособна! Подруга-стюардесса Мышка говорит ей: «Ты просто пустая девушка, и жизнь свою ты так профукаешь», но наша героиня не обращает на нее внимания. В итоге Лара расстается с Георгием, а расставания, как известно, красивыми не бывают. Хэппи-энда тоже не будет: героиня Литвиновой погибает в одиночестве — как и хотела жить — правда, спасая жизни других людей.

После выхода картины фразы Ренаты-Лары растащили на цитаты, что стало подтверждением успеха фильма и Литвиновой как актрисы. Самые известные из них: «А у тебя есть такой салат, чтобы не толстил?», «Как же я люблю читать все эти меню и инструкции к снотворным», «Я так мало времени трачу на сны.

Жизнь и так такая короткая», «— Дай мне печенье. — Ты что, это же смерть на блюде! Оно жирное, и ты будешь жирный». И да, немаловажно — Рената в фильме поет, поет завораживающе, заставляя сердце биться чаще и сильнее (что так беспокоило ее героиню), и в своей песне если и не дает влюбленным надежду на лучшее будущее, то уж точно предрекает красивое настоящее: «Если расставаясь, ищешь встречи вновь, значит, ты пришла моя любовь».

«Богиня. Как я полюбила»

Следующей заметной ролью Ренаты стала следователь Фаина в картине «Богиня. Как я полюбила» (2004). Эта работа — дебют Литвиновой в качестве режиссера полнометражного кино.

Кадр из фильма «Богиня. Как я полюбила»
Кадр из фильма «Богиня. Как я полюбила»
Фото: Kinopoisk

В основе сюжета — расследование загадочного исчезновения девочки, найти которую родители почти потеряли надежду. Рената снова играет женщину «не от мира сего», странную и интуитивную. Впрочем, интуиция помогает ей, в конце концов, спустя год после похищения вернуть девочку родителям. Выяснилось, что ее украли соседи, собаку которых случайно сбил отец ребенка. История странная не меньше, чем сны, которые снятся Фаине, где к ней приходит мама и просто разные люди. «А когда я умру, ты заплачешь?» — спрашивают они. Когда умирает Фаина, по ней плачет следователь Егоров (она любит называть его Ягуаров), который был в нее тайно (но коллегам казалось, что вполне явно) влюблен. В общем, «из всех безумных Фаина — самая лучшая», но, как и все люди, смертная.

Кадр из фильма «Мне не больно»
Кадр из фильма «Мне не больно»
Фото: Kinopoisk

«Мне не больно»

Мрачными тонами, правда, со здоровой долей юмора, пропитан и следующий фильм с Литвиновой, который мы выбрали, — «Мне не больно», снятый в 2006 году Алексеем Балабановым. Ренате досталась роль Таты (Натэллы Юрьевны) — смертельно больной раком содержанки Сергея Сергеевича (Никита Михалков). И снова Рената играет странную героиню не в себе, «воздушную» и не желающую жить, когда она узнает о диагнозе. Несмотря на советы врачей, Тата пьет и курит, не желая вести образ жизни больного человека, доживающего свои последние дни. По сюжету в нее влюбляется Миша (Александр Яценко) — один из трех друзей, которые занимаются дизайном помещений. Миша возвращает Тате желание жить, она счастлива рядом с ним, улыбается, смеется, ведет себя как влюбленная

женщина, но при этом не признается любимому в страшном диагнозе, который ей поставили.

«Когда я поняла, что мне финиш, я решила порадоваться жизни.

Я встретила парня, и оказалось, что он абсолютно мой. Скажите мне, как доктор, сколько мне осталось, мне нужно знать», — спрашивает ее героиня у врача (Сергей Маковецкий). Оказывается, что всего несколько месяцев, но ей теперь так хочется жить и любить! Тата не хочет с этим мириться и не сдается до последнего — переводит научные работы медицинской тематики для своего врача, старается выглядеть красиво и обязательно улыбаться, пусть и через силу.

Но это жизнь, а не сказка, и хэппи-энда не будет. «Я такая страшная. Так напудрилась, будто старушка в театр», — говорит героиня Литвиновой незадолго до смерти, во время поездки на природу с любимым и его друзьями.

Кадр из фильма «Весельчаки»
Кадр из фильма «Весельчаки»
Фото: Kinopoisk

Тата уже плохо выглядит, и этого не скрыть, а еще у нее короткая стрижка (свои роскошные кудрявые волосы ей пришлось подстричь). Вот и все, собственно очередной гениальный фильм, где «воздушной» героини Литвиновой не стало в мире живых.

«Весельчаки»

В картине режиссера Феликса Михайлова «Весельчаки» (2009) Ренате досталась небольшая, но весьма характерная роль. Литвинова сыграла Евгению — жену травести-артиста Розы (Вилле Хаапасало), которая исчезла на 11 лет, шесть из которых провела в психиатрической больнице. Теперь она вернулась в Москву, хочет познакомиться с дочкой Сашей (Мария Шалаева) и вообще просто-таки жаждет, чтобы та жила у нее.

По сюжету фильма действие происходит в конце девяностых годов.

Кадр из фильма «Последняя сказка Риты»
Кадр из фильма «Последняя сказка Риты»
Фото: Kinopoisk

Картина рассказывает о судьбе пяти мужчин, которые выступают в клубах в жанре травести. Они по очереди дают интервью молодой журналистке, которую так увлекают их рассказы, что она забывает о цели беседы. Партнерами Литвиновой в «Весельчаках» стали видные мужчины (на этот раз — в женском!) Вилле Хаапасало, Иван Николаев, Данила Козловский, Павел Брюн и Алексей Климушкин. Закончилась история трагично и печально. Хэппи-энд был разве что для героини Ренаты — дочери пришлось остаться с ней после убийства отца. Впрочем, этого в фильме не показано, просто подразумевается.

«Последняя сказка Риты»

Следующей ролью Литвиновой, которую хотелось бы отметить, стала Таня Неубивко в «Последней сказке Риты» (2012). Рената также выступила режиссером, сценаристом и продюсером фильма. Получилось добротное кино Литвиновой и с Литвиновой, в свойственной ей тематике и традициях. Разумеется, картина привлекла внимание публики, как и все остальные работы актрисы. Чем? Мрачными тонами, которыми, кажется, пропитан даже воздух вокруг зрителя, здоровой долей иронии, традиционной странностью и — самое главное — болезненной и трагической настоящестью, в которой переплелись мистика и реальность.

В процессе съемок Рената признавалась, что ее Таня — это «некое мифологическое существо в

современных условиях, которое подделывается под человека — пытается общаться, выпивать в компаниях, но главная ее задача — собирать красивые души и сопровождать их в последний путь».
Съемки фильма «Девушка и Смерть»
Съемки фильма «Девушка и Смерть»
Фото: Юрий Феклистов

Именно героиня Литвиновой сопровождает Риту последние тринадцать дней ее жизни.

«Я хочу, чтобы моя смерть была нарядной женщиной с бокалом шампанского», — просит смертельно больная Маргарита Готье (Ольга Кузина). Да не вопрос!

Эту картину Рената снимала больше двух лет, причем практически полностью на свои деньги. «Замысел моего фильма был столь пугающ в пересказе для людей, ну скажем, нормальных — про Смерть, которая приходит за красивой душой главной героини Риты, способной любить. Все происходит в аварийном старинном корпусе больницы.

Убедить дать денег на этот грустный сюжет маловероятно без всяких давлений и переделок! — ранее призналась в интервью «7Д» Литвинова. — Поэтому я потратила на съемки фильма гонорары, которые заработала сама, и воспринимаю этот жест как некую благотворительность в сторону искусства, на которое вряд ли нашлось бы финансирование. Но, поверьте, не все в этом мире меряется деньгами!»

«Девушка и смерть»

Седьмой ролью Ренаты, про которую мы хотели бы рассказать, стала Нина в фильме «Девушка и смерть» (2012), закрытая премьера которого открыла 13-й фестиваль искусств «Черешневый лес». Литвинова сыграла Нину в молодости, а в старости ее изобразила Светлана Светличная. Это не первый фильм, в котором актрисы появились на экране вместе — в картине «Богиня.

Как я полюбила» Светличная сыграла мать Фаины, героини Литвиновой.

«Я благодарна Ренате, которая утвердила меня без проб для своего кино. А ведь я тогда была забыта всеми, никто меня в кино не приглашал. Прошло 8 лет, и у нас с ней опять встреча на экране и в жизни», — рассказала Светличная порталу 7Дней.ru на премьере фильма.

Впрочем, сама Литвинова на показе картины «Девушка и смерть» не появилась — вынуждена была улететь в Париж. А на премьере «Богини» не было Светличной — она тогда поругалась с Ренатой. Дело в том, что Литвиновой как режиссеру пришлось сильно урезать роль Светланы, а ее это обидело. Стеллинг, когда пригласил обеих актрис сняться в своем новом фильме, об этой ссоре не знал.

Но все, что не делается, к лучшему — так на съемочной площадке состоялось примирение Литвиновой и Светличной.

В картине «Девушка и смерть» рассказывается история любви молодого русского врача Николая (Леонид Бичевин) и юной содержанки старого графа Эльзе (Сильвия Хукс). Влюбленным старается помочь Нина — Литвинова (ей специально для этой роли сделали шрам), но хэппи-энда у этой истории не будет. «Моя героиня Нина — куртизанка на излете, имеющая своего покровителя. Она прошла достаточно суровый путь испытаний и больше всего на свете не хочет, чтобы ее молодая подруга пожертвовала собой ради любви. А выходит все наоборот, — ранее рассказала актриса в интервью «7Д». — Мне сделали такой шрам на щеке, специально изуродовали. И устрашнили еще черными волосами.

Я вначале даже сама себя испугалась».

По сюжету спустя 50 лет Николай (в старости его играет Сергей Маковецкий) возвращается в заброшенный отель, где впервые встретил свою единственную любовь. Охваченный воспоминаниями, он заново переживает трагическую историю юношеской влюбленности, которую и видит зритель. Николай выступает рассказчиком и героем повествования, по ходу которого его разыскивает Нина, чтобы выполнить последнюю просьбу умершей Эльзы. Девушка просила вернуть ему томик Александра Сергеевича Пушкина со стихами о любви, с которого и начался их роман.

«Главный герой пишет на первой странице книги: «Я обещаю тебе, что я вернусь», а его девушка — в конце книги: «Я буду ждать тебя вечно», — рассказал порталу 7Дней.ru на премьере сам Стеллинг.

Кадр из фильма «Волшебный кубок Роррима Бо»
Кадр из фильма «Волшебный кубок Роррима Бо»
Фото: Кинокомпания «RENOVATION» и «2G FILM»

— Таким образом, эта книга становится символом любви, как и сам Пушкин, который был и есть символ мировой поэзии. Это не столько фильм о любви, хотя и о ней, безусловно. Это фильм о поэзии в нашей жизни».

Это, конечно, далеко не полный список ролей, сыгранных Литвиновой. Их у актрисы больше тридцати, но в каждую она вкладывает всю себя, весь свой гений! «В любом хорошем деле 90 процентов трудоголизма, — уверяет Рената. — Нет великих имен без сочетания безумной трудоспособности, ума и в каком-то смысле одержимости». И с ней трудно не согласиться!

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Хочу похудеть, но заедаю стресс
Как справиться с лишним весом, когда все идет наперекосяк



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог