Секреты актерской памяти

У каждого артиста есть свои секреты для запоминания текста.
Ирина Данилова
|
22 Июня 2008
Марина Неелова, чтобы лучше запомнить  слова своих героинь, выписывает их в специальную тетрадку
Марина Неелова, чтобы лучше запомнить слова своих героинь, выписывает их в специальную тетрадку
Фото: Ирина ДАНИЛОВА

Молодой актер очень переживал, что в день премьеры от страха забудет слова своей роли. И для смелости перед выходом на сцену выпил сто граммов. Первый акт он сыграл блестяще. В антракте на радостях снова пригубил. Вышел на сцену и блестяще сыграл… первый акт. Этот анекдот — один из самых больших актерских кошмаров.

«Страшны те жуткие моменты, когда стоишь на сцене и вдруг понимаешь: забыл текст! — делится Александр Ширвиндт. — Но тут главное — помнить, о чем шла речь.

Александр Абдулов не любил учить роли в кино, предпочитая пользоваться подсказками второго режиссера
Александр Абдулов не любил учить роли в кино, предпочитая пользоваться подсказками второго режиссера
Фото: Ирина ДАНИЛОВА

Ведь когда играешь спектакль пятый год подряд, текст роли произносишь уже как бы автоматически. И если случается пробуксовка, начинаешь судорожно соображать: а про что я играю, о чем?» В прошлом и позапрошлом столетии на помощь приходили суфлеры, для которых на сцене даже выдумали специальную будку. Из нее-то они и подсказывали нужные реплики. Поначалу это было просто необходимо — в репертуарах многих театральных антреприз намного чаще, чем сегодня, появлялись новые постановки, репетициям уделялось иногда два-три дня от силы. Естественно, запомнить весь текст удавалось не каждому. С годами подход изменился, к постановкам стали относиться серьезнее. На репетиции уходило гораздо больше времени, и актеры успевали выучить роль. В начале прошлого века Константин Станиславский в МХТ упразднил практику суфлерства, и постепенно от нее отказались и другие.

Сейчас профессиональные подсказчики работают в нескольких столичных театрах — в том числе в Малом и Большом. Правда, у них уже нет необходимости сидеть в будке, поскольку техника давно позволяет работать из-за кулис — существуют невидимые зрителю наушники и микрофоны. А если и случается с актером такая неприятность, забыть слова роли, то чаще всего на помощь приходят коллеги на сцене, которые подсказывают бедолаге нужную реплику.

В кино система с подсказками еще проще — перед актером вывешивают растяжки, по которым он читает слова. К примеру, Жерар Депардье в последние годы не озадачивает себя запоминанием текстов. Помощники режиссера и ассистенты заранее распечатывают на листах большими буквами все реплики звезды и вывешивают их перед ним, в стороне от камер.

Правда, через пару дублей француз справляется и без подсказок. Не любил учить слова роли в кино и Александр Абдулов, пользуясь либо теми же растяжками, либо подсказками второго режиссера, тихонько произносившего реплики. Как вспоминает Татьяна Друбич, много снимавшаяся с ним: «Он не учил текст, и меня, как его партнершу, это очень раздражало. Терпела, терпела, а потом решила спросить, почему он так делает, на что услышала: «Это же не спектакль, это кино…» Татьяна Васильева, которой в картине «Все могут короли» пришлось играть гувернантку, говорящую по-французски, написала себе подсказку на ладонях фломастером. Правда, оператор заметил, что в одном из кадров «синие руки» Васильевой слишком уж бросаются в глаза, так что пришлось артистке все смывать.

Таких «хитростей» в кино немало: тексты кладутся в меню, если снимается сцена в ресторане, крепятся на мебель в кадре, вешаются на галстук или пиджак партнера.

И все же подсказки подсказками, но порой невозможно не удивляться, как актерам удается запоминать огромные тексты, которые они без сучка без задоринки произносят. Оказывается, на это способен каждый — дело обучения и практики. К примеру, студенты театральных вузов на первом курсе уделяют тренировкам по несколько часов в неделю. «Специальной дисциплины, развивающей память, нет, — рассказывает доцент «Щуки» Галина Сазонова, худрук 3-го курса. — Студенты проходят все в комплексе — занятия на умение концентрироваться, запоминать».

Вот, к примеру, упражнения на внимание: по кругу в группе пускают названия городов. И каждый следующий повторяет сказанное предыдущими, добавляя свое. Или: студент должен выучить на уроке стихотворение, одновременно отвечая на простые вопросы сидящих в зале: «Кто твои родители?», «Твое любимое блюдо» и т. д. и т. п. «Этих упражнений масса, — рассказывает Галина Бокашевская. — Я, например, тренирую память таким способом: у машин одной марки, проезжающих мимо, суммирую номера». Станислав Говорухин учит поэзию, считает в уме и достиг впечатляющих результатов. Когда он однажды потерял записную книжку, сумел по памяти восстановить 90 процентов телефонов! Но, признается режиссер, его память — ничто по сравнению с памятью Иосифа Кобзона: «Если его попросить, он через пару секунд может вспомнить песню, которую исполнял последний раз лет 50 назад».

Жерар Депардье не утруждает себя заучиванием ролей — для него на площадке вывешивают  подсказки-растяжки
Жерар Депардье не утруждает себя заучиванием ролей — для него на площадке вывешивают подсказки-растяжки
Фото: Ирина ДАНИЛОВА

А вот молодые актеры во многом отстают от мэтров. Звезда «9 роты» Михаил Евланов, например, признается, что не может похвастаться хорошей памятью. «Знаю, что надо развивать эту способность, но все никак не займусь. Поэтому частенько выхожу за счет импровизации. Конечно, попадаются режиссеры, которые требуют дословного знания роли, как у Федора Бондарчука в фильме «Обитаемый остров». Но у нас с ним был договор: я учу текст, а он позволяет мне расширить рисунок роли. Конечно, Федор дал мне общую картину моего героя, но позволил привнести в нее собственные краски. И это стало стимулом для меня…»

Конечно, чем больше у актера практики, тем быстрее он справляется с текстом. «На съемках сериала «Танго втроем» я натренировалась до такой степени, что было достаточно посмотреть на лист с текстом, как через минуту могла его пересказать, — делится опытом Галина Бокашевская.

— А бывали такие ситуации, когда мы приезжали домой в полночь, под дверьми находили сценарий и должны были к утру его выучить. Объемы текста были гигантские, иногда учили по 27 сцен. Но через несколько месяцев съемок мне было уже достаточно один раз посмотреть текст, как бы фотографируя его, чтобы запомнить». Ростислав Плятт во время театральных репетиций, вечером получая переписанный и переработанный текст, на следующее утро приходил с блестящим его знанием. А вот его партнерша, которую взяли с 3-го курса театрального, с этой задачей не справлялась... «Молодым артистам еще мешает страх, от этого клинит память», — объясняет Галина Сазонова.

Вообще, существуют два типа памяти: короткая и длинная. Первая часто выручает артистов кино: выучил, сыграл и забыл. Если не брать примеры, когда режиссеры до съемок начинают репетиции с актерами, как это делал Никита Михалков в «Механическом пианино». Вторая — исключительно в театре, когда долго репетируют, проходят мизансцены, проговаривают роль с партнером. «По большому счету, текст должен усваиваться во время репетиций, — рассказывает Александр Ширвиндт. — Когда от застольного периода переходишь на сцену, текст уже должен быть в тебе. Он ложится органично вместе с пластикой, взаимоотношениями. Он оседает сам, становится легким, своим. Зубрить особенно ничего не надо, хотя иногда приходится — когда срочный ввод или большой монолог, особенно в классических произведениях». Именно благодаря длинной памяти актеры, не игравшие спектакль несколько месяцев, только выйдя на сцену и пройдя свои мизансцены в привычной декорации, тут же вспоминают роль.

Впрочем, запоминается роль не только во время репетиций.

Актеры работают с текстом и самостоятельно. И у каждого свой метод. Так, Елена Яковлева и Марина Неелова переписывают слова своей роли в отдельную тетрадь, чтобы удобнее было работать и запоминать. Наталья Гундарева тоже вела свою актерскую тетрадь, в которую еще записывала комментарии и советы режиссера во время репетиций. Сергей Шакуров, когда надо выучить большую роль, порой записывает текст в аудиофайл, а потом прослушивает его, запоминая на слух.

Но сколько бы репетиций или дублей ни было сделано, ни один актер не застрахован от того, что нужные слова вдруг вылетят из головы.

Татьяна Васильева, играя в фильме «Все могут короли», писала для себя шпаргалки на ладонях
Татьяна Васильева, играя в фильме «Все могут короли», писала для себя шпаргалки на ладонях
Фото: Ирина ДАНИЛОВА

В этот момент главное — не растеряться. У Сергея Юшкевича напрочь вылетели нужные слова, когда снимали финальную сцену «Тоталитарного романа». Его персонажа, Андрея, в одной ночной рубашке и босиком выбегает провожать главная героиня Надежда. И все бы ничего, только на улице мороз за 30 градусов, вся съемочная группа в валенках и тулупах. Актер, едва увидев босую партнершу в снегу, так за нее испугался, что вместо ее экранного имени выкрикнул: «Галя! Галя! Что ты делаешь?» В результате сорвал дубль и извинялся: «Простите, но как увидел ее босиком, на морозе, слова из головы выскочили…» Галина Бокашевская едва не сорвала съемки по другой причине: «Снимали мой крупный план в «Джек Восьмеркин — американец». Надо было сыграть эмоцию и произнести небольшой монолог. И вот команда «Мотор!», камера — на меня.

Но вдруг чувствую, что мне на шею села пчела! Она медленно ползет по мне, я же покрываюсь холодным потом, ведь вот-вот укусит. В глазах ужас, текст вышибло напрочь. Но пленку жалко, тогда мы работали в режиме экономии. Не знаю, как взяла себя в руки, только слова произнесла. До сих пор не могу смотреть этот фильм без содрогания...»

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Хочу похудеть, но заедаю стресс
Как справиться с лишним весом, когда все идет наперекосяк



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог