Оставаться человеком

Наша картина «Метро» – достойная альтернатива любым американским фильмам-катастрофам.
Анна Фёдорова
|
21 Февраля 2013
Фото: Kinopoisk

Прошло больше 25 лет с тех пор, как Советский Союз потряс фильм-катастрофа Александра Митты «Экипаж». При минимуме кинотеатров в стране за год проката картину посмотрело 70 миллионов человек. Фильм поражал реалистичностью в воспроизведении событий в терпящем бедствие городе нефтяников. Но главное — подкупал откровенностью и честностью в гуманистической составляющей: люди в «Экипаже» были людьми. Со всеми слабостями, пороками и добродетелями.

С тех пор советские и российские режиссеры не осмеливались подступаться к этой теме. Да и — что скрывать — технических возможностей в нашем кинопроизводстве всегда не хватало на то, чтобы развернуться в полную силу.

Кадр из фильма «Метро»
Кадр из фильма «Метро»
Фото: Kinopoisk

Так было принято думать до тех пор, пока режиссер Антон Мегердичев («Бой с тенью 2: Реванш», «Темный мир в 3D») не отважился снять по роману «Метро» писателя Дмитрия Сафонова одноименный фильм. Катастрофа вышла знатная. Настолько, что первые зрители, то есть кинокритики не сомневаются, что наше «Метро» — достойная альтернатива любым американским катастрофам.

По сюжету, бесконтрольная застройка центра Москвы, нарушение технологий и халатность тех, кто отвечает за безопасность, приводят к тому, что в одном из тоннелей метро образуется трещина. В разгерметизированный проем из Москва-реки хлынули тонны воды. Конечно же, в час пик. Так что сотни пассажиров оказались запертыми в подземелье. Хуже того, обрушение тоннелей метро грозит полным уничтожением целому городу.

Кадр из фильма «Метро»
Кадр из фильма «Метро»
Фото: Kinopoisk
Кадр из фильма «Метро»
Кадр из фильма «Метро»
Фото: Kinopoisk

Вся надежда на то, что кто-то из людей на земле и под ней окажется человеком.

Что касается зрелищной составляющей, то, достоверности ради, для съемок в Москве был построен тоннель метрополитена протяженностью в 117 метров, куда поместили перегон метро в натуральную величину. Некоторые станции метро придумали. Например, «Садовую» и «Бородинскую», но кое-что снимали прямо в подземке Москвы и Самары. На съемках не экономили. Больше того, по признанию Антона Мегердичева, иногда «полезного материала снимали в день всего 4-5 секунд». Один из самых захватывающих эпизодов в фильме длится 3 минуты — его снимали 2 недели по 12 часов.

С точки зрения человеческого фактора, секрет Полишинеля для поклонников жанра в том, что обязательно будут предатели и подлецы.

Кадр из фильма «Метро»
Кадр из фильма «Метро»
Фото: Kinopoisk

Зато именно в критических ситуациях начинают действовать неприметные герои, готовые «жизнь свою за други положить». А еще перед лицом опасности и смерти все становится на свои места в хрупких человеческих отношениях. Так что, как и положено согласно жанру, фильм «Метро» силен не только картинкой, но и психологической составляющей, поскольку страшные события станут проверкой на настоящесть.

О важности этой линии говорили после окончания фильма. Пообщаться с журналистами пришла практически вся съемочная группа: режиссер Антон Мегердичев, оператор Сергей Астахов, продюсер Игорь Толстунов, актеры Сергей Пускепалис, Алексей Бардуков, Катерина Шпица, Станислав Дужников и Елена Панова.

Кадр из фильма «Метро»
Кадр из фильма «Метро»
Фото: Kinopoisk

Одним из первых отвечать взялся Сергей Астахов, когда журналисты задали вопрос о том, не боятся ли создатели фильма небольшого числа поклонников фильмов-катастроф в России: «Зрители не особенно разделяют базовые жанры, поэтому они не будут размышлять, действительно ли это фильм-катастрофа. Такие фильма ходят смотреть те, кто ищут фильмы-развлечения. А наш фильм — это не только катастрофа, он, в том числе, и развлечение».

А на вопрос о том, почему в московском метрополитене нет рекламных щитов в поддержку фильма, продюсер Игорь Толстунов посетовал, что «с московским метро у нас особые отношения. На момент производства сменилось у них руководство. Сменилось к сожалению, потому что с прежним у нас были прекрасные отношения. Мы должны были получить съемки, помещения, вагоны, людей, консультации.

А после смены произошел отказ по всем параметрам, это иезуитская система отношений».

Еще один вопрос был о вере в то, что фильмом-катастрофой можно накликать настоящую беду в реальности. С такой постановкой проблемы Антон Мегердичев был категорически не согласен. «Мы же не говорим, что фильмы про крушение самолетов, скажем, наш «Экипаж», стали причинами настоящих авиакатастроф. А если в обществе появились ощущения надвигающейся катастрофы, может быть, наш фильм способен их предотвратить».

Режиссер также отказался даже предполагать, что ситуация, описанная в книге и показанная в фильме, была на самом деле. «Лично я противник притягивания за уши иллюзий. Наш фильм больше о человеческой катастрофе на фоне катастрофы реальной.

Нам было интересно увидеть людей, вскрыть их внутренний мир, их поведенческие ощущения. Мы снимали не про войну и не про военные действия, между тем люди были вынуждены действовать в похожих обстоятельствах».

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Свистать всех наверх! Не упустите шанс отправиться в «Круиз Ретро FM» в Египет
Совсем скоро слушатели «Ретро FM» станут участниками фантастического путешествия за четыре моря на комфортабельном лайнере Astoria Grande в компании звёзд отечественной и зарубежной эстрады. Шанс отправиться в «Круиз Ретро FM» есть у каждого — благодаря эфирной суперигре, которая завершится 29 марта.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог