Оставаться человеком

Наша картина «Метро» – достойная альтернатива любым американским фильмам-катастрофам.
Анна Фёдорова
|
21 Февраля 2013
Фото: Kinopoisk

Прошло больше 25 лет с тех пор, как Советский Союз потряс фильм-катастрофа Александра Митты «Экипаж». При минимуме кинотеатров в стране за год проката картину посмотрело 70 миллионов человек. Фильм поражал реалистичностью в воспроизведении событий в терпящем бедствие городе нефтяников. Но главное — подкупал откровенностью и честностью в гуманистической составляющей: люди в «Экипаже» были людьми. Со всеми слабостями, пороками и добродетелями.

С тех пор советские и российские режиссеры не осмеливались подступаться к этой теме. Да и — что скрывать — технических возможностей в нашем кинопроизводстве всегда не хватало на то, чтобы развернуться в полную силу.

Кадр из фильма «Метро»
Кадр из фильма «Метро»
Фото: Kinopoisk

Так было принято думать до тех пор, пока режиссер Антон Мегердичев («Бой с тенью 2: Реванш», «Темный мир в 3D») не отважился снять по роману «Метро» писателя Дмитрия Сафонова одноименный фильм. Катастрофа вышла знатная. Настолько, что первые зрители, то есть кинокритики не сомневаются, что наше «Метро» — достойная альтернатива любым американским катастрофам.

По сюжету, бесконтрольная застройка центра Москвы, нарушение технологий и халатность тех, кто отвечает за безопасность, приводят к тому, что в одном из тоннелей метро образуется трещина. В разгерметизированный проем из Москва-реки хлынули тонны воды. Конечно же, в час пик. Так что сотни пассажиров оказались запертыми в подземелье. Хуже того, обрушение тоннелей метро грозит полным уничтожением целому городу.

Кадр из фильма «Метро»
Кадр из фильма «Метро»
Фото: Kinopoisk
Кадр из фильма «Метро»
Кадр из фильма «Метро»
Фото: Kinopoisk

Вся надежда на то, что кто-то из людей на земле и под ней окажется человеком.

Что касается зрелищной составляющей, то, достоверности ради, для съемок в Москве был построен тоннель метрополитена протяженностью в 117 метров, куда поместили перегон метро в натуральную величину. Некоторые станции метро придумали. Например, «Садовую» и «Бородинскую», но кое-что снимали прямо в подземке Москвы и Самары. На съемках не экономили. Больше того, по признанию Антона Мегердичева, иногда «полезного материала снимали в день всего 4-5 секунд». Один из самых захватывающих эпизодов в фильме длится 3 минуты — его снимали 2 недели по 12 часов.

С точки зрения человеческого фактора, секрет Полишинеля для поклонников жанра в том, что обязательно будут предатели и подлецы.

Кадр из фильма «Метро»
Кадр из фильма «Метро»
Фото: Kinopoisk

Зато именно в критических ситуациях начинают действовать неприметные герои, готовые «жизнь свою за други положить». А еще перед лицом опасности и смерти все становится на свои места в хрупких человеческих отношениях. Так что, как и положено согласно жанру, фильм «Метро» силен не только картинкой, но и психологической составляющей, поскольку страшные события станут проверкой на настоящесть.

О важности этой линии говорили после окончания фильма. Пообщаться с журналистами пришла практически вся съемочная группа: режиссер Антон Мегердичев, оператор Сергей Астахов, продюсер Игорь Толстунов, актеры Сергей Пускепалис, Алексей Бардуков, Катерина Шпица, Станислав Дужников и Елена Панова.

Кадр из фильма «Метро»
Кадр из фильма «Метро»
Фото: Kinopoisk

Одним из первых отвечать взялся Сергей Астахов, когда журналисты задали вопрос о том, не боятся ли создатели фильма небольшого числа поклонников фильмов-катастроф в России: «Зрители не особенно разделяют базовые жанры, поэтому они не будут размышлять, действительно ли это фильм-катастрофа. Такие фильма ходят смотреть те, кто ищут фильмы-развлечения. А наш фильм — это не только катастрофа, он, в том числе, и развлечение».

А на вопрос о том, почему в московском метрополитене нет рекламных щитов в поддержку фильма, продюсер Игорь Толстунов посетовал, что «с московским метро у нас особые отношения. На момент производства сменилось у них руководство. Сменилось к сожалению, потому что с прежним у нас были прекрасные отношения. Мы должны были получить съемки, помещения, вагоны, людей, консультации.

А после смены произошел отказ по всем параметрам, это иезуитская система отношений».

Еще один вопрос был о вере в то, что фильмом-катастрофой можно накликать настоящую беду в реальности. С такой постановкой проблемы Антон Мегердичев был категорически не согласен. «Мы же не говорим, что фильмы про крушение самолетов, скажем, наш «Экипаж», стали причинами настоящих авиакатастроф. А если в обществе появились ощущения надвигающейся катастрофы, может быть, наш фильм способен их предотвратить».

Режиссер также отказался даже предполагать, что ситуация, описанная в книге и показанная в фильме, была на самом деле. «Лично я противник притягивания за уши иллюзий. Наш фильм больше о человеческой катастрофе на фоне катастрофы реальной.

Нам было интересно увидеть людей, вскрыть их внутренний мир, их поведенческие ощущения. Мы снимали не про войну и не про военные действия, между тем люди были вынуждены действовать в похожих обстоятельствах».

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Таро-гороскоп на апрель 2024 года для всех знаков зодиака
Апрель станет непростым месяцем. С первых дней Меркурий развернется и пойдет в обратном направлении, поэтому многие знаки окажутся перед выбором или их дела начнут буксовать. Каждому представителю зодиакального круга не помешает помощь или хотя бы совет. Карты Таро укажут правильный путь для каждого, с этими рекомендациями вы сможете избежать проблем и даже выбиться в лидеры.

Таро-гороскоп на апрель 2024 Овен




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог