Особый взгляд на «Царя» и «Сказку»

Участник Каннского кинофестиваля режиссер Николай Хомерики поделился секретом «смотрибельного» кино.
Анна Федорова
|
13 Мая 2009
62-й Каннский кинофестиваль
62-й Каннский кинофестиваль
Фото: Итар-Тасс

В Канне открывается 62-й международный кинофестиваль. В ближайшие дни по красной дорожке пройдут Брэд Питт, Моника Белуччи, Пенелопа Круз, Джонни Холидей и Эрик Кантон… Список звезд, готовых появиться на набережной Круазетт, поистине бесконечен. И все же главное здесь не дефиле, а кино.

Несмотря на то, что впервые за всю историю существования Каннский фестиваль откроется мультфильмом, поговаривают, что конкурсная программа 62-го кинофорума самая насыщенная.

Да и анимационную комедию «Вверх» автора нашумевшей «Корпорации монстров» режиссера Пита Доктера, трудно считать всего лишь мультфильмом. Всего же в программу основного конкурса вошло более 20 картин. Причем значительная часть режиссеров, чьи фильмы будут биться за призы, уже является обладателями Золотой пальмовой ветви.

Михаэль Ханеке, Терри Гильям, Одьяр, Ксавье Джанноли, Гаспар Ноэ, Кен Лоуч - эти имена заставляют сердце каждого киномана биться в удвоенном ритме. 86-летний французский режиссер Ален Рене, получивший 50 лет назад приз за фильм «Хиросима, любовь моя», привез фильм «Дикие травы». Еще один обладатель Золотой ветви датчанин Ларс фон Триер приехал с драмой «Антихрист». Их главным конкурентом считается американец Квентин Тарантино (его «Криминальное чтиво» было отмечено в Канне как лучшая работа в 1994 году), готовый поразить жюри своей последней работой «Бесславные ублюдки”.

Режиссер Николай Хомерик
Режиссер Николай Хомерик
Фото: Риа Новости

Однако в спор за звание лучшего готовы вступить Педро Альмодовар с «Нарушенными объятиями» и Джейн Кэмпион - обладательница пальмовой ветви за фильм «Пианино». Ее работа, принятая в конкурс, называется «Яркая звезда».

Приходится констатировать, что конкуренция в основном конкурсе намечается серьезная. Однако внимание российских «болельщиков» в этом году приковано к программе «Особый взгляд», куда вошли фильмы сразу двух российских кинематографистов. Первый - картина «Царь» Павла Лунгина с Петром Мамоновым и Олегом Янковским в главных ролях - о драматическом развитии истории во времена противоборства Ивана Грозного и митрополита Филиппа.

Напомним, что в 1990 году Лунгин уже завоевал специальный приз как режиссер фильма «Такси-блюз».

Второй российский фильм - «Сказка про темноту» - режиссера гораздо более молодого, что, правда, никак не влияет на отношение отборочной комиссии к его фильмам: картины Николая Хомерики принимают в Каннах уже третий раз. А в 2005 году его короткометражка «Вдвоем» получила вторую премию в конкурсной программе «Синефондасьон». О противостоянии российских киномонстров и секретах проникновения в Канн корреспонденту 7dn.ru удалось поговорить с Хомерики накануне его отъезда на фестиваль.

- Николай, сразу две картины российского производства вошли в программу «Особый взгляд».

Кадр фильма «Сказка про темноту»
Кадр фильма «Сказка про темноту»
Фото: Риа Новости

Получается, что вы с Павлом Лунгиным конкуренты? Вам будет обидно, если он получит приз?

- Скажу вам искренно и честно - совсем нет. Потому что, с одной стороны, Павлом Семеновичем мы дружим, а с другой, у нас совершенно разное кино. В том-то и прелесть, что оно разное. Кроме того, для меня Канн ассоциируется отнюдь не с призами, мне гораздо важнее иметь возможность показать там мою работу. А приз – это как дополнительный бонус. И хорошо, если он будет, но если не наградят, в этом ничего страшного нет. Я очень спокойно отношусь к наградам.

- Ваш фильм «Сказка про темноту» не попал в основной конкурс. Или у вас была задача быть принятым в Канне, а все остальное неважно?

62-й Каннский кинофестиваль
62-й Каннский кинофестиваль
Фото: Итар-Тасс

- Программа «Особый взгляд» отличается тем, что в нее отбираются более «экспериментальные» фильмы, более «трудносмотрибельные» чем те, что принимаются в основной конкурс, который чуть ближе к мейнстриму. Так вышло, что я успел снять «Сказку про темноту» к Канну. Почему-то я все фильмы заканчиваю примерно в одно и то же время. Хотя, если бы я закончил работу на 3 месяца позже, то он оказался бы в Венеции, еще через полгода – был бы в Берлине.

В первую очередь я всегда ставлю перед собой задачу снять хорошее кино. А во вторую все остальное. У меня не было цели попасть именно в «Особый взгляд», или в какую-то другую программу или в главный конкурс – все одинаково хорошо. И, если бы вы спросили, каков рецепт «приготовления» картин для таких конкурсов, рецепт есть только один – снимать фильмы, которые были бы одинаково трогательны как для русских, так и для иностранцев.

- Говорят, что то, что вы учились в Париже, в школе La Femis, помогло вам понять, как снимать фильмы, которые понимают в Канне?

- Интересно, что как только ты попадаешь в Канн, некоторые личности сразу начинают искать подвох.

Даже и фильма-то еще никто не видел, но разговоры уже идут, отчего и почему взяли того, а не этого. Скажу только, что уже долгие годы из этой киношколы ежегодно выходит несколько режиссеров – как французов, так и иностранцев - но мало кто из них попадает в Канн. Больше того, единицы из выпускников кино снимают. Поэтому здесь нет никакой зависимости.

- По условиям Канн, ваш новый фильм еще никто не видел.

Вы можете хотя бы рассказать, о чем он.

- С одной стороны, фильм про героиню, а с другой про окружающую ее действительность. Будто части жизни одного человека, помещены среди разных людей. Я попытался посмотреть на мир глазами женщины, чья профессия связана с общением с людьми. Так получилось, что героиня – инспектор по делам несовершеннолетних, хотя фильм не про ее работу, а о личной жизни, о проблемах, встающих на ее пути. И, конечно, о многом другом.

- В Москве вы учились у Хотиненко и у Германа. Кто из них оказал на вас наибольшее влияние?

- Я учился в мастерской у Владимира Хотиненко и Павла Финна, а параллельно шли мастер-классы Меньшова, Германа и Смирнова.

Думаю, что по кинематографу мне ближе взгляд Германа, но по школе я точно ученик Хотиненко.

- И вы смогли бы так же, как Алексей Юрьевич снимать по семь, по десять лет?

- Нет. Я в таком ритме не могу существовать. Я бы скорее снимал как Фассбиндер – по два фильма в год.

- Вы хотите сказать, что вам ближе Фассбиндер, чем Герман?

- В плане съемок, да, он ближе моему внутреннему ритму. Это не хорошо и не плохо, просто у каждого свой ритм.

- Вы сказали, что готовы снимать по два фильма в год. У вас так много замыслов? Вам подходит выражение Оскара Уайльда, «я хожу, расталкивая сюжеты локтями»?

- Замыслов много.

Я снимаю фильмы по сценариям практически полуфабрикатного вида, не доделывая их так, чтобы они выглядели как отдельная работа. Для меня сценарий – это повод, чтобы прожить еще одну жизнь, и этот повод надо очень быстро расписать. А дальше - снимать саму жизнь.

Награждение фильма-победителя программы «Особы взгляд» состоится за день до основной церемонии, назначенной на 24 мая, когда будут объявлены победители, получившие главный приз - Золотую пальмовую ветвь. Закроется фестиваль фильмом Яна Кунена «Коко Шанель и Игорь Стравинский».

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Индийский гороскоп на апрель 2024 для всех знаков зодиака
«Середину весны одно за другим атакуют астрологические события. На каждой неделе что-нибудь да происходит. Но не стоит видеть в этом проблемы и опасаться нежелательных последствий. Воспринимайте такие дни как время изменений, возможностей и новых начал. Астрологические аспекты могут подсказать, как лучше действовать в своих интересах и достичь желаемых результатов», — говорит практикующий ведический астролог Ирина Орлова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог