Небо в алмазах, или как создавался «Аватар»

Грацию трехметровых синих хвостатых существ режиссер заимствовал у кошек, а цвет — у бога Шивы.
Ольга Маршева
|
25 Февраля 2010
Фото 1 Сигурни Уивер, исполнительница роли доктора Грэйс, призналась, что порой ей казалось, она играет не свою героиню, а... самого режиссера — перфекциониста и идеалиста Джеймса Кэмерона.
Фото 1 Сигурни Уивер, исполнительница роли доктора Грэйс, призналась, что порой ей казалось, она играет не свою героиню, а... самого режиссера — перфекциониста и идеалиста Джеймса Кэмерона.
Фото: Фото предоставлено компанией-кинопрокатчиком «Фокс»

«Аватар», красивая сказка стоимостью больше 200 миллионов долларов, уже побил все возможные рекорды по кассовым сборам и получил девять номинаций на «Оскар». Как и предыдущий фильм режиссера, «Титаник», его смотрят абсолютно все: дети, подростки, влюбленные парочки, циничные мужчины и сентиментальные старушки. В чем тут секрет? Возможно, в том, что это не просто еще один фильм. Это реализованная мечта большого ребенка, романтика и идеалиста — мечта о том, в каком дивном, прекрасном мире мы могли бы жить.

Самый революционный фильм последнего десятилетия — так называют «Аватар».

Нейтири, дочь вождя племени на’ви, была «оживлена» при помощи технологии «motion capture»
Нейтири, дочь вождя племени на’ви, была «оживлена» при помощи технологии «motion capture»
Фото: Фото предоставлено компанией-кинопрокатчиком «Фокс»

При том что сюжет прост и даже элементарен (о том же, в общем, писал Шекспир в «Ромео и Джульетте»). Да и об игре актеров никто серьезно не говорит. Неужели все дело исключительно в спецэффектах? Дело действительно в них — но не только.

Еще Достоевский, устами своего героя, провозгласил, что красота спасет мир, а Кэмерон взялся доказать эту истину на примере голливудского блокбастера. Подобно тому, как когда-то «Звездные войны» повернули ход истории Голливуда, так теперь «Аватар» может навсегда потеснить, если не вовсе оставить в прошлом, «актерское» кино.

В ближайшее время выйдет много подобных фильмов — с бюджетом с восемью нулями, массой спецэффектов и минимумом актерской игры.

Вряд ли в пространстве 3D будут чувствовать себя уютно Аль Пачино и Мерил Стрип. Это, конечно, печально. То, что показывает нам Кэмерон, — только начало. Всех нас ждет дивный новый мир — идеальное кино с идеальными героями. Эффект полного погружения. Скоро мы будем не только виртуально бродить по джунглям и плавать в океане. Не за горами день, когда, сидя в кинотеатре, мы начнем различать запахи и чувствовать прикосновения экранных героев. Правда, сам Джеймс Кэмерон вряд ли осознает все последствия содеянного. Наверняка его мысли уже заняты следующим проектом.

А началось все 15 лет назад, еще до «Титаника». Именно тогда Кэмерон сделал первые наброски сценария под названием «Аватар» (слово «аватар» или «аватара» в переводе с санскрита означает «явление», «воплощение Бога» в земной оболочке). Студия, для которой он написал сценарий, отнеслась к творению скептически. Кэмерон с ходу заявил, что на реализацию своих фантазий ему нужно не меньше 400 миллионов. Даже после «Титаника», когда режиссер объявил себя «королем мира», ему не могли доверить такую сумму. И ладно если бы это был просто блокбастер. Масштабный фильм о конце света, например. Или о нашествии инопланетян. Нет, Кэмерон придумал очень простую историю, в которой главным был фон. Целый мир удивительных существ, флора и фауна планеты Пандора. «Аватар» существовал в его голове уже много лет назад, — рассказывает художник фильма Роберт Стромберг.

Актриса Зои Салдана, исполнительница роли Нейтири
Актриса Зои Салдана, исполнительница роли Нейтири
Фото: BWP/FOTOLINK

— Джим знал в малейших деталях, как будет выглядеть то или иное животное, дерево или насекомое. Он знал, что ест каждое из них, как оно спит и как взаимодействует с другими». Переговоры с продюсерами напоминали выставку современного искусства — Кэмерон демонстрировал им концептуальные рисунки с травой, горами, облаками несуществующей планеты Пандора, и о каждой детали он мог говорить бесконечно.

Откуда Кэмерон черпал свою фантазию? Отовсюду понемногу. Но больше всего на него повлиял английский художник-сюрреалист Роджер Дин, чьи картины можно увидеть в лондонском Музее Виктории и Альберта, на обложках рок-групп «Yes» и «Asia» и который вдохновлял в числе прочего и Джорджа Лукаса при создании «Звездных войн».

Сами герои стали трехметровыми синими хвостатыми существами — режиссер заимствовал их грацию у кошек, а цвет — у индуистского бога Шивы. Специально для фильма филолог Пол Фроммер изобрел язык на’ви из более чем тысячи слов — язык, не похожий ни на один из существующих земных. Но придумать декорации и героев мало — надо еще их оживить. По словам Кэмерона, это стало возможным только пять лет назад — раньше уровень спецэффектов просто не соответствовал его ожиданиям. Режиссер обрел второе дыхание после просмотра «Властелина колец» Питера Джексона. Его увлекла система «motion capture» (захват движения), с помощью которой можно было реализовать самые смелые фантазии (система, при которой актер может «играть» своим компьютерным изображением, — так были созданы Горлум, Кинг-Конг и домовой эльф Добби из «Гарри Поттера»).

Кроме «motion capture» в «Аватаре» использовалась еще одна техническая новинка — специальная стереоскопическая камера 3D Fusion Camera System, в разработке которой участвовал сам Кэмерон.

И тут есть одно «но». «Motion capture» идеально справляется с передачей движения актеров: нацепив на человека датчики, можно воспроизвести на экране его компьютерный силуэт. Но что делать с лицом? С мимикой? С глазами, наконец, на которые датчики не поставишь? Джеймс Кэмерон нанял команду технологов, которые специально для его фильма изобрели новую систему — «facial performance capture system». Актер надевал специальную маску со встроенной камерой, которая фиксировала каждое движение лицевых мышц — и да, каждый взмах ресниц. Именно поэтому существа племени на’ви выглядят не менее живыми, чем обычные люди.

На все упреки в том, что он оставляет армию актеров без работы, Кэмерон говорит: «Я не стремлюсь заменить актеров компьютером.

Я люблю работать с актерами — я же режиссер, в конце концов. Но я считаю, что в XXI веке глупо проводить по пять часов в кресле, пока на твое лицо накладывают грим. Можно преобразиться в пришельца, оборотня, ведьму, демона иным способом. Не важно, сколько тебе лет и какого ты пола. Как актер, ты должен быть готов к перевоплощению во что угодно». И кстати, об актерах. Продюсеры настаивали на том, чтобы главного героя сыграла какая-нибудь молодая звезда — Мэтт Дэймон или Джейк Джилленхол. Режиссер заявил, что он звезд не снимает, он звезды зажигает и теперь, как и всегда, будет снимать кого-нибудь неизвестного, но очень талантливого.

Австралийский актер Сэм Уортингтон пришел на пробы, не зная, кто будет режиссер и о чем, собственно, фильм, — пять лет назад он ходил вообще на все пробы, которые ему предлагали.

Мир планеты Пандора, с его невероятными обитателями и летающими скалами, Джеймс Кэмерон продумал до мельчайших деталей
Мир планеты Пандора, с его невероятными обитателями и летающими скалами, Джеймс Кэмерон продумал до мельчайших деталей
Фото: Фото предоставлено компанией-кинопрокатчиком «Фокс»

Получив роль Джейка Салли, он, по настоянию режиссера, прошел курс молодого бойца в настоящем военном лагере. Но Сэму этого было мало — чтобы понять и принять образ жизни настоящего солдата, он часами «зависал» с братом Кэмерона, Джоном Дэвидом, который в прошлом был как раз морским пехотинцем. «Я не хотел просто наращивать мускулы. Отжимания может сделать любой. Мне важнее было понять, как солдаты видят этот мир и почему их так трудно остановить в экстремальной ситуации».

Зои Салдана была выбрана на роль принцессы Нейтири путем обычного кастинга. А вот Сигурни Уивер Кэмерон пригласил специально — он снова хотел поработать с ней после «Чужих» 23-летней давности (тем более что всем известно — в каждом фильме Кэмерона обязательно должна быть сильная героиня, его переходящий талисман). У Сигурни, впрочем, своя версия. Она считает, что Кэмерон видел в ней свое… альтер эго. «Да, я действительно считаю, что играла в этом фильме Джеймса Кэмерона. Ведь моя героиня, доктор Грэйс, так похожа на нашего режиссера — со всем его идеализмом и перфекционизмом». Да уж, о перфекционизме Кэмерона стоит сказать особо: на обработку только одного кадра у режиссера порой уходило 47 часов!

Фильм стоил 237 миллионов долларов — это официальные данные, предоставленные студией, но, скорее всего, эти цифры сильно занижены.

Однако даже 237 миллионов — грандиозная сумма, самый дорогой в мире кинопроект. Его история могла завершиться оглушительным провалом — и этого провала, надо сказать, многие ждали. Но Кэмерону везет — на момент написания этой статьи «Аватар» уже собрал в мировом прокате больше 2 миллиардов долларов, обогнав предыдущего рекордсмена… «Титаник» того же Кэмерона. Не стоит забывать и про девять номинаций на «Оскар», среди которых самая важная — за лучший фильм. Теперь остается ждать, чем еще удивит нас режиссер, — а его следующей картиной будет фантастический триллер про 14-летнюю девочку, которая является одновременно и киборгом, и ангелом, спустившимся с небес. С этими мирами Кэмерон, похоже, разобрался — теперь взялся за небеса.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Астрологический прогноз на апрель 2024 года
«Завершающийся март оказался месяцем, невероятно увлекательным с астрологической точки зрения. Но предстоящий апрель готов побить его рекорд. Судите сами!» — говорит практикующий ведический астролог Ирина Орлова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог