«Крестный отец»: девять «Оскаров» и лимузин

На схемках легендарного фильма изобретали спецэффекты, по-настоящему дрались и боялись мафии.
11 Сентября 2009
Фрэнсис Коппола и его трехлетняя дочь София на съемках второго «Крестного отца»
Фрэнсис Коппола и его трехлетняя дочь София на съемках второго «Крестного отца»
Фото: AFP/EAST NEWS

«Я ненавидел этот фильм, хотя он принес мне славу и деньги, — признался режиссер «Крестного отца» Фрэнсис Форд Коппола. — Меня наняли потому, что я был молод и неопытен, а представители студии думали — мной можно будет без труда управлять, как марионеткой. Но как же они жестоко просчитались!»

Когда представитель «Paramount Pictures» предложил 31-летнему Фрэнсису Форду Копполе, к тому времени успевшему снять всего несколько фильмов, стать режиссером «Крестного отца», режиссер расстроился.

Режиссеру с трудом удалось настоять на том, что «крестного отца» должен играть именно Марлон Брандо
Режиссеру с трудом удалось настоять на том, что «крестного отца» должен играть именно Марлон Брандо
Фото: OutNow

«Я не хочу делать кино о бандитах! Я написал сценарий серьезной драмы и собираюсь ее снимать!» — жаловался Фрэнсис своему приятелю Джорджу Лукасу. «Ты обязательно ее снимешь, только потом. А сейчас надо раздобыть денег и спасти нашу киностудию. Так что скорее соглашайся!» — уговаривал друга Лукас. Финансы приятелей, основавших кинокомпанию «American Zoetrope», на самом деле пребывали в плачевном состоянии. Коппола задолжал почти полмиллиона долларов кинокомпании «Warner Brothers», превысив бюджет на своем предыдущем фильме. Так что ему пришлось принять предложение «Paramount Pictures». «Если бы я знал тогда, во что ввязался…» — вздыхает Коппола.

Споры с чиновниками киностудии начались буквально с первого дня. Для начала из соображений экономии они предложили перенести действие из 40-х годов в 70-е.

Фрэнсис заявил, что он не будет снимать такое кино. Он уже всерьез задумался о том, чтобы бросить эту затею. Но Лукас уговорил Копполу дождаться, когда он будет уволен (а дело, по всем признакам, шло именно к этому), чтобы не потерять хотя бы часть гонорара. Но его не уволили. Переговоры, которые вел Эванс за спиной Копполы, провалились — никто из режиссеров не захотел работать за такой гонорар. И продюсерам пришлось смириться с неуступчивостью Копполы.

Потом начались дискуссии вокруг кастинга. Представитель киностудии Роберт Эванс предложил кандидатуру Карло Понти. «Но он же говорит по-английски с итальянским акцентом. Он не может играть Вито Корлеоне, выросшего в Америке. Я вижу в этой роли Лоуренса Оливье или Марлона Брандо», — сообщил Коппола.

Аль Пачино и 19-летняя София Коппола, сыгравшая в третьем фильме дочь Майкла Корлеоне
Аль Пачино и 19-летняя София Коппола, сыгравшая в третьем фильме дочь Майкла Корлеоне
Фото: AFP/EAST NEWS

«Лоуренс тяжело болен, а Брандо мы не утвердим. Он невозможно капризен, к тому же требует огромные гонорары!» — ответил Эванс. Он никак не ожидал, что Копполе удастся уговорить Брандо согласиться на скромный гонорар, да еще подписать контракт, согласно которому актер обязался соблюдать дисциплину на съемках.

Пожалеть о выборе Брандо Копполе не пришлось! Актер, кроме прочего, оказался потрясающе изобретательным. Еще на самых первых пробах он прямо на глазах у Копполы за несколько минут превратился из холеного красавца в престарелого мафиози. Марлон намазал волосы черным кремом для обуви и заложил за щеки ватные тампоны, чтобы стать, как он задумал, похожим на бульдога. Коппола пришел в восторг и заказал для Брандо специальные пластиковые накладки на челюсти. А по окончании съемок эти «челюсти» передали в музей американского кино.

За актера на роль сына «крестного отца», Майкла Корлеоне, Копполе тоже пришлось выдержать целую битву, и тоже недаром!

Сначала Эванс предоставил ему выбрать между Робертом Рэдфордом и Райаном О’Нилом. «Это же абсурд! Ни один из них не похож на итальянца!» — возмущался Коппола. И предложил кандидатуру Аль Пачино — в то время еще мало кому известного. Но Аль Пачино к тому времени уже успел подписаться на роль в другом фильме. Так что Эвансу пришлось пустить в ход все свои связи, чтобы «выменять» Аль Пачино на Де Ниро, который в первом «Крестном отце» собирался сыграть роль второго плана. В итоге Де Ниро получил главную роль в криминальной комедии (предназначавшуюся Пачино), а Аль Пачино перевоплотился в любимого сына «крестного отца».

ОПАСНЫЕ СВЯЗИ

Когда наступил долгожданный первый день съемок, Коппола вздохнул с облегчением, решив, что отныне все будет гораздо проще.

Но как же он ошибался! Нью-йоркские «крестные отцы» решили, что фильм может повредить их «бизнесу», и попытались остановить съемки. Съемочную группу засыпали угрожающими письмами, а однажды ночью была вдребезги разбита одна из машин создателей фильма, и в ней нашли записку, содержавшую «последнее предупреждение». К счастью, продюсеры сумели уговорить «крестных отцов» сесть за стол переговоров. Порешили на том, что в фильме ни разу не прозвучат слова «мафия» или «коза ностра». И что представители мафии будут наблюдать за съемками и даже консультировать фильммейкеров.

А вскоре Коппола узнал, что с мафией связаны...

многие из его актеров. Джеймс Каан, сыгравший Сонни Корлеоне, как выяснилось, был приятелем мафиози Кармине Периско. У Ричарда Кастеллано обнаружился близкий родственник из «коза ностра», навещавший его на съемках. Даже Марлон Брандо подружился с Аль Леттьери (сыгравшим Соллоццо), про которого болтали, что он тоже связан с мафией.

Не иначе как под влиянием дружбы с гангстерами многие актеры в своем «реализме» переходили всякие границы. Так, Джеймс Каан, войдя в образ вспыльчивого Сонни, в сцене драки прямо перед камерой сломал актеру Джанни Руссо два ребра и повредил локоть. А Марлон Брандо во время съемок эпизода с певцом Джонни Фонтэйном отвесил сыгравшему его актеру Аль Мартино увесистую оплеуху, которой вовсе не было в сценарии.

Что же касается самого Копполы, то его знания мафиозного мира базировались в основном на прочитанных им книгах.

Коппола и Роберт Де Ниро, сыгравший во втором фильме Вито Корлеоне в молодости
Коппола и Роберт Де Ниро, сыгравший во втором фильме Вито Корлеоне в молодости
Фото: GETTY IMAGES/FOTOBANK.COM

Да еще на детских воспоминаниях. «Хотя я родился в Нью-Йорке, но вырос в большой и дружной итальянской семье. И я решил, что, поскольку все итальянские семьи похожи, повседневная жизнь семьи мафиози не могла так уж сильно от них отличаться. Так что «рассаживая» семейство Корлеоне за столом, я вспоминал обеды у себя дома», — признался режиссер.

Между прочим, у Копполы получился по-настоящему семейный фильм. Его сестра Талия Шайр перевоплотилась в Конни, дочь Корлеоне. Мама Италия Коппола сыграла эпизодические роли в первом и втором фильмах.

На съемках Джеймс Каан жестоко избил Джанни Руссо
На съемках Джеймс Каан жестоко избил Джанни Руссо
Фото: OutNow

Для папы Кармине Коппола, музыканта и композитора, тоже нашлась в «Крестном отце» небольшая роль. Дочка, будущий кинорежиссер София Коппола, еще в младенческом возрасте «сыграла» новорожденного младенца в сцене крестин, а когда выросла — дочь Майкла Корлеоне. Даже сыновья Джан-Карло и Роман «засветились» в массовке первого фильма. И никто не посмел упрекнуть режиссера в семейственности — уж очень колоритное получилось кино.

О ЛОШАДИНОЙ ГОЛОВЕ

Но не будем забывать, что «Крестный отец» — кино гангстерское, а значит, крови и трупов в нем должно быть никак не меньше, чем семейных обедов. И Коппола решил не экономить на гриме и прочих кровавых атрибутах. Он не только использовал известные приемы, но и изобрел парочку новых.

Для сцены убийства Сонни Корлеоне на теле Каана спрятали больше сотни крохотных пиротехнических снарядов и в нужный момент их взорвали — выглядело это так, как будто актера и в самом деле изрешетили пулями
Для сцены убийства Сонни Корлеоне на теле Каана спрятали больше сотни крохотных пиротехнических снарядов и в нужный момент их взорвали — выглядело это так, как будто актера и в самом деле изрешетили пулями
Фото: OutNow

Так, для сцены, где одного из персонажей убивают выстрелом в голову, изготовили специальную накладку на лоб. Внутрь залили красную краску, а снаружи пристроили «затычку» с привязанной к ней тончайшей леской. Когда прозвучал выстрел, гример выдернул затычку, и из «раны» хлынула кровь. По тем временам, когда о компьютерных спецэффектах еще не слыхали, это выглядело на экране весьма впечатляюще!

Но самый шокирующий из трюков, примененных на съемках, Коппола придумал для сцены с головой лошади. На репетициях, как и было положено по сценарию, актер Джон Марли, игравший строптивого кинорежиссера, находил под покрывалом отрубленную голову своей любимой лошади – естественно, это был муляж. Но режиссер втайне ото всех приготовил сюрприз.

В верхнем ряду: Фрэнсис Коппола, его жена Элеанор, его родители — Италия и Кармине Коппола. В первом ряду — Роман и Джан-Карло, сыновья режиссера
В верхнем ряду: Фрэнсис Коппола, его жена Элеанор, его родители — Италия и Кармине Коппола. В первом ряду — Роман и Джан-Карло, сыновья режиссера
Фото: GETTY IMAGES/FOTOBANK.COM

Перед началом съемок эпизода в кровать подложили настоящую отрубленную лошадиную голову! Откинув покрывало, Джон вполне искренне завопил. Позднее, чтобы избежать критики защитников животных, режиссер объяснил, что лошадь не специально убили для съемок. Он купил эту голову на фабрике, изготавливающей консервы для собак.

СИКВЕЛЫ vИ ГОНОРАРЫ

Когда фильм начал свое триумфальное шествие по экранам мира, продюсеры подарили Копполе в знак признательности шикарный лимузин. Кроме того, он получил 175 тысяч долларов гонорара. Плюс шесть процентов от суммы, полученной от проката. А собрал «Крестный отец» уже за первый год больше 80 миллионов долларов.

Коппола отдал все долги, купил себе дом, смог наконец-то снять тот самый фильм, о котором давно мечтал (драму «Разговор»)… Так что деньги как-то незаметно разошлись. Но несмотря на это, владельцам студии «Paramount Pictures» долго пришлось уговаривать его заняться сиквелом. «Для меня эта история закончена!» — упорствовал Коппола. И чтобы его окончательно оставили в покое, решил запросить немыслимый гонорар: «Миллион долларов и как можно больший процент от проката!» «Без проблем!» — ответили представители студии. Тогда Коппола потребовал права самому выбирать актеров. «О’кей!» — согласились заказчики. Второй фильм Копполе пришлось снимать без Брандо. Тот не желал больше ограничивать себя соблюдением строгой дисциплины и вообще обиделся за что-то на «Paramount Pictures». Зато Фрэнсис смог нанять Роберта Де Ниро, понравившегося ему еще на пробах к первому фильму.

(Для Де Ниро, чтобы сделать его похожим на Брандо, пришлось изготовить такие же накладки на челюсть, только поменьше, ведь он играл Корлеоне в молодости). И хотя второй фильм не собрал в прокате столько денег, как первый, Де Ниро и режиссер Коппола получили за него свои первые «Оскары»! Всего же два первых фильма собрали 9 золотых статуэток. Что же касается третьей части саги, то она не принесла его создателям новых побед. Быть может, потому, что в фильме не было ни Брандо, ни Де Ниро. Да и сам Аль Пачино едва не покинул фильм, не добившись запрошенной им прибавки в два миллиона. К счастью, Копполе удалось уговорить актера остаться, и режиссер наконец-то смог завершить свою сагу, работа над которой растянулась почти на 20 лет.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Таро-гороскоп на апрель 2024 года для всех знаков зодиака
Апрель станет непростым месяцем. С первых дней Меркурий развернется и пойдет в обратном направлении, поэтому многие знаки окажутся перед выбором или их дела начнут буксовать. Каждому представителю зодиакального круга не помешает помощь или хотя бы совет. Карты Таро укажут правильный путь для каждого, с этими рекомендациями вы сможете избежать проблем и даже выбиться в лидеры.

Таро-гороскоп на апрель 2024 Овен




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог