«Кинотавр-2012»: по вкусу «Быть рядом»

Самое время задуматься, захочет ли зритель поддержать рублем выбор экспертов?
Анна Федорова
|
13 Июня 2012
Кадр из фильма «Я буду рядом»
Кадр из фильма «Я буду рядом»
Фото: Kinopoisk.ru

«Кинотавр-2012» завершился. Слегка отдохнув, выспавшись и стряхнув напряжение фестивальной недели, можно поразмышлять о том, какие же фильмы оказались лучшими с точки зрения жюри. Напомним, в этом году оно состояло сплошь из режиссеров. И задуматься о прокатной судьбе «киносливок», то есть о том, захочет ли зритель поддержать рублем выбор экспертов.

Традиционно первыми выдало призы жюри питчинга (конкурса сценарных заявок) и Гильдия киноведов и кинокритиков «Белый слон» отметила лучшие работы.

Владимир Хотиненко с супругой
Владимир Хотиненко с супругой
Фото: ИТАР-ТАСС
Павел Руминов
Павел Руминов
Фото: ИТАР-ТАСС

В этом году конкурс был поделен на секции для дебютантов и сценаристов, уже продемонстрировавших свои возможности в кинематографе, и впервые за историю кинофорума на питчинге-2012 вручались денежные призы. В результате — что стоит отметить — финансовую поддержку получили дебютанты. Так, главный приз, чек на 300 тысяч рублей, достался проекту продюсера Всеволода Лисовского «Мне 20 лет 2012». Работа начинающего продюсера Анастасии Акопян «Привычка расставаться» получила поддержку в 150 тысяч рублей. Оба денежных приза можно расценивать скорее как приятное поощрение, так как снять фильм они не помогут. Поэтому трудно предположить, увидит ли когда-либо российский зритель фильм Лисовского или Акопян.

Кадр из фильма «Дорога на...»
Кадр из фильма «Дорога на...»
Фото: Kinopoisk.ru
Анна Михалкова и Яна Троянова* в фильме «Кококо»
Анна Михалкова и Яна Троянова* в фильме «Кококо»
Фото: Kinopoisk.ru

Жаркие дебаты разгорелись в Гильдии киноведов и кинокритиков. Из 15 конкурсных работ Гильдией сразу были выделены пять фильмов: «Жить» Василия Сигарева, «Рассказы» Михаила Сегала, «Конвой» Алексея Мизгирева, «Я тебя не люблю» Павла Костомарова и Александра Расторгуева и «За Маркса…» Светланы Басковой. Понадеявшись, что жюри не оставит без награды творчество Михаила Сегала, кинокритики большинство голосов отдали предпочтение фильму Василия Сигарева «Жить». Руководствовались надеждой, что таким образом о «Жить» узнает зритель. Узнать-то узнает, но захочет ли смотреть на талантливо снятую историю ужасов собственного жития, напоминающую по стилю балабановский «Груз-200»?

Гран-при конкурса жюри во главе с Владимиром Хотиненко отдало фильму «Я буду рядом» режиссера Павла Руминова.

Кадр из фильма «Конвой»
Кадр из фильма «Конвой»
Фото: Kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Жить»
Кадр из фильма «Жить»
Фото: Kinopoisk.ru

Сценарий разрабатывался как мини-сериал, но ни один канал проектом не заинтересовался. Между тем, Руминов задумал удивительную историю о матери маленького мальчика, знающей, что она должна скоро умереть. Тонкость, мягкость, гармоничность фильму придала удивительная актриса Мария Шалаева, благодаря присутствию которой «Я буду рядом» не превратился в очередную картину, полную мрачной безысходности.

Объявление призером подарило фильму второй шанс оказаться в прокате. Остается лишь пожалеть, что сама Шалаева осталась без награды: приз в категории лучшая женская роль жюри присудило Анне Михалковой и Яне Трояновой*, сыгравшим в фильме Авдотьи Смирновой «Кококо». Хотя эта работа вряд ли нуждается в дополнительной поддержке — это один из тех фильмов, который можно с уверенностью рекомендовать к просмотру.

Кадр из фильма «Дочь»
Кадр из фильма «Дочь»
Фото: Kinopoisk.ru

Не только благодаря искрометной работе актрис, но и замечательно воплощенному сценарию. Как пошутил в зале один из экспертов, «если в «Кококо» история дружбы-любви героинь дошла бы до постели, были бы конкурсы международных фестивалей, а так — «Кинотавр».

Пожалуй, самым парадоксальным «открытием» нынешнего кинофеста стало не огромное количество фильмов о бесперспективности и мрачности бытия на родной земле маленького человека, снятое с высоты интеллектуального полета в полном отрыве от действительности. И не обилие жестокости и мата. Фестиваль российского кино обнаружил пустоту в мужских ролях. Полную и бесперспективную. В итоге жюри наградило Азамата Нигманова из «Конвоя» — очередного чернушного взгляда на советское прошлое.

Кадр из фильма «За Маркса»
Кадр из фильма «За Маркса»
Фото: Kinopoisk.ru

Откровенно говоря, награждать стоило весь мужской «конвойный» состав, но так как за отрицательные роли призов по большей части не дают, на сцену вызвали одного Нигманова. Кстати, «Конвою» отошел и приз имени Михаила Таривердиева «За лучшую музыку к фильму».

Нетрудно было догадаться, что приз за короткий метр обойдет номинанта Канн Таисию Игуменцеву и ее фильм «Дорога на», признанный лучшим программой «Cinefondation». Таисию ободряюще похлопали по плечу, выдав ей диплом «За авторскую смелость и нонконформизм». И приз ушел фильму «Ноги — атавизм» режиссера Михаила Местецкого.
Свой специальный диплом «За невыносимую легкость бытия» жюри отдало актрисе Виктории Шевцовой, таким образом обозначив внимание к фильму Павла Костомарова и Александра Расторгуева «Я тебя не люблю», продолжению их запоминающегося проекта «Я тебя люблю».

Что ж, Костомаров и Расторгуев плотно зарекомендовали себя как режиссеры, чьи фильмы пропускать неприлично. Приз за лучший дебют достался режиссерам Александру Касаткину и Наталье Назаровой за фильм «Дочь». И, ко всеобщему удивлению, альманах «Рассказы» Михаила Сегала остался лишь с наградой «За лучший сценарий». Вполне ожидаемо свою дозу наград забрал фильм «Жить». Сам Василий Сигарев поднялся на сцену, чтобы принять приз за режиссуру. А лучшим оператором по оценке жюри стал снявший «Жить» Алишер Хамидходжаев. В будущем этот фильм вызовет еще немало споров, но прокатная судьба этого проекта под вопросом.

Российский зритель уже не оценил предыдущую, куда более сильную работу Сигарева «Волчок», также отмеченную наградами «Кинотавра». Трудно себе представить, какие причины сегодня вынудят зрителя купить билет, чтобы с экрана ему продемонстрировали полнейшую беспросветность существования...
Оставим без комментариев, но отметим для себя, что «незамеченным» оказалось настоящее кино от Александра Прошкина, экранизировавшего повесть Фридриха Горенштейна «Искупление». Безусловно, картины этого мастера всегда найдут своего благодарного зрителя, но с этим решением жюри было, пожалуй, согласиться труднее всего. И не будем забывать, что впереди Московский кинофестиваль, в программе Основного конкурса которого фильм Прошкина-младшего «Орда».

* Признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции Российской Федерации
События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Это по-русски! Олег Рой познакомил страну с новыми супергероями
В Сочи завершился Всемирный фестиваль молодежи-2024, который в этом году объединил 20 тысяч участников из 188 стран. Фестиваль проходил с 1 по 7 марта на федеральной территории «Сириус»: за первую неделю весны здесь прошли гала-концерты, выставки работ художников из Донбасса, тренинги, лекции и кинопоказы, а поделиться опытом с молодежью приехали известные политики, спортсмены, артисты, режиссеры и общественные деятели.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог