Константин Хабенский и Михаил Пореченков — давние друзья. Несколько лет назад почти одновременно перебрались в Москву из Питера, оба служат в МХТ. А последнее время и вовсе стали неразлучны. Играют двух приятелей в новой картине «Небесный суд». Правда, дружба их героев разворачивается уже на том свете… «Что может быть красивее, чем сидеть на облаке и, свесив ножки вниз, друг друга называть по имени!»
— пела когда-то группа «Високосный год». Так вот герои нового фильма режиссера и сценариста Алены Званцовой ножки никуда не свешивают и вообще глупостями не занимаются. Андрей (Хабенский) и Вениамин (Пореченков) на небесах работают адвокатами. Их будни проходят в зале суда, где решаются судьбы «свежеумерших». По окончании разбирательств кого-то отправляют в ад, а кого-то в рай.
«Сегодня снимаем кинотеатр на том свете!» — бодрым голосом сообщил нам по телефону директор картины. Попасть на площадку, которая располагалась на бывшей питерской студии документальных фильмов, можно было, только согнувшись в три погибели. Преградой оказался гигантский экран во всю стену. За исключением столь странного входа, небесный кинотеатр на первый взгляд мало чем отличался от земного.
Темно, просторно, прохладно. Когда в зал тем же макаром, что и все, по очереди пролезли Михаил Пореченков и Константин Хабенский, группа зашевелилась и начала готовиться к репетиции. По сюжету загробные адвокаты ходят в кино исключительно по делу. Хозяйка кинотеатра — Морфея, которую играет Ингеборга Дапкунайте, крутит на экране не фильмы, а подробные видеоотчеты о земной жизни людей. Просматривая их, небесные юристы получают дополнительные материалы к своим судебным процессам. Надо сказать, что выглядят оба как записные франты. Накрахмаленные белоснежные рубашки, костюмы подогнаны точно по фигуре. Правда, у Пореченкова вид чуть более озорной: артисту по-модному уложили гелем волосы, а на шею пухлым узлом повязали алый галстук.
Попав на небеса, его герой Вениамин отрывается на полную катушку. Ведь на земле он был парализован и прикован к инвалидному креслу. И по нелепой случайности умер прямо во время визита к стоматологу (Анна Михалкова). Впрочем, по закону «черной» комедии, смерть оказалась не концом, а началом большой любви. Избавившись на том свете от недуга, здоровый и красивый горе-пациент начинает являться доктору во сне. Женщина сама не замечает, как влюбляется… Михалкова и Пореченков уже однажды сыграли сильные чувства в фильме «Связь». Похоже, в «Небесном суде» все будет не менее убедительно. Пока актеров не позвали в кадр, интересуемся, как им работается в родном городе. «Да разве мы его видим?! — удивленно ведет бровью Пореченков. — За полтора месяца даже к родителям не успеваю заехать.
Мы с Константином Юрьевичем здесь днями и ночами».
Для фантастического сюжета бюджет у новой картины довольно скромный — 30 миллионов рублей. «Это потому, что у нас в фильме нет ничего инфернального», — объясняет нам Алена Званцова. Режиссер явно скромничает. Ей, продюсеру проекта Рубену Дишдишяну, оператору Сергею Мачильскому, да и всем остальным членам съемочной группы пришлось немало поломать голову, чтобы вместо привычного Питера в кадре появился загробный мир. Как должен выглядеть тот или иной «небесный объект», обсуждали довольно долго. Спросить-то не у кого… Вот и спорили до умопомрачения. В итоге решили делать тот свет чуть-чуть старомодным. Для съемок художник-постановщик Наталья Кочергина подобрала исторические интерьеры. Декорацию суда построили в Мальтийской капелле, на территории Суворовского училища.
Здесь же нашли помещение для Кабачка катастроф. Какое-то время назад в здании училища работал ресторан «Граф Суворов». Но недавно заведение закрылось, и его отдали на откуп кинодеятелям. А те его отдекорировали так, что бывшие посетители узнают вряд ли. «Все стены мы, как черно-белым кружевом, обклеили изображениями катастроф, стихийных бедствий, войн от времен Помпеев до наших дней. Пока я делала эту подборку по библиотекам, такого кошмара насмотрелась… Потом заснуть не могла!» — делится художница. «А вот здесь, рядом с кинозалом, был Департамент выдачи тел», — продолжает Наталья Николаевна тоном экскурсовода. По сценарию, место с таким грозным названием — симбиоз библиотеки и турагентства. Небожители по каталогу могут здесь взять «напрокат» любое понравившееся тело для краткого визита на землю.
«Жаль, что мы уже декорацию разобрали…» — вздыхает Кочергина. «Действительно жалко!» — отвечаем мы и, наскоро попрощавшись, спешим побыстрее выбраться с «того света» навстречу живому гулу большого города.