История киноначальников: от 60-х до 90-х

Их боялись, их расположения добивались — ведь это они определяли, каким быть «важнейшему из искусств».
04 Мая 2011
Александр Ханжонков
Александр Ханжонков
Фото: РИА-Новости

С 10 по 13 мая в вечернем эфире телеканала «Россия К» – премьера документального сериала «История киноначальников, или Строители и перестройщики». Фильм рассказывает об отечественной киноотрасли второй половины ХХ века (от «оттепельных» 1960-х до «лихих» 1990-х) и её руководителях. Киноначальников боялись, перед ними заискивали, их расположения добивались. Именно они определяли, каким быть «важнейшему из искусств» на протяжении десятилетий.

Борис Шумяцкий
Борис Шумяцкий
Фото: Фото предоставлено телеканалом «Россия К»
Филипп Ермаш
Филипп Ермаш
Фото: Итар-Тасс
Кинорежиссер Иван Пырьев
Кинорежиссер Иван Пырьев
Фото: Итар-Тасс

Первая серия «60-е: «Оттепель», или Тайные стратегии обновления» (10 мая, 22:05) посвящена эпохе, которую впоследствии назовут «серебряным веком» советского кино. Именно в это время появляются фильмы, ставшие классикой и не сходящие с экранов до сих пор. Европа в восторге от нового облика России. Канны одаривают картину «Летят журавли» Золотой пальмовой ветвью. Фильм «Мир входящему» получает «Кубок Пазинетти» – приз итальянских кинокритиков за лучший иностранный фильм на Венецианском фестивале. По сути, главным киноначальником «оттепели» был Хрущёв, который лишь время от времени вмешивался в кинопроцесс, уступая главную роль чиновникам главков.

Вторая серия – «70-е: Золотой век «застоя». Филипп Ермаш и Владимир Баскаков» (11 мая, 22:05). В конце 60-х на кинематографическую арену вышло целое созвездие режиссёров – Шукшин, Тарковский, Климов, Шепитько, Смирнов, Кончаловский.

Кинематограф, казалось, созрел для того, чтобы сказать о самом главном: на экране эпохи «застоя» появляется новый герой – человек, уставший от истории, государства, культуры и самого себя. В этот период кинематограф находится под неусыпным контролем киноначальников, в фильмы вносятся бесчисленные поправки, уничтожаются крамольные замыслы, многие картины отправляются на полку. Сюжеты триумфального «пробивания» отдельных фильмов эпохи «оттепели» сменяются историями отношений конкретных художников с чиновниками, которые помогали понравившимся авторам. В центре серии – судьба всесильного министра кино Филиппа Ермаша, ставшего покровителем для одних и палачом для других.

 Армен Медведев
Армен Медведев
Фото: Итар-Тасс

Третья серия – «80-е: Гибель империи Филиппа Ермаша» (12 мая, 22:00). В 80-е годы советская система еще представляется современникам незыблемой. Ничто не предвещает ни великих перемен, ни грандиозных потрясений. Фильмы должны выходить погонными метрами и радовать глаз руководства. Чиновники из Комитета по кинематографии гнут свою прежнюю линию и работают как фильтры в системе. Но уже в середине 80-х годов политический климат меняется. На V съезде Союза кинематографистов происходит смена киновласти: новым председателем избирают режиссёра Элема Климова. Империя Филиппа Ермаша трещит по швам. Пришедший ему на смену Александр Камшалов становится последним министром советского кино.

Четвёртый фильм – «90-е: Перемена участи» (13 мая, 21:55). Во времена «перестройки» многострадальные «полочные» фильмы выходят в прокат.

Новое начальство даёт зелёный свет ранее «непроходимым» сценариям. Но свобода, о которой так мечтали кинематографисты, оборачивается вседозволенностью и новой «полкой» – теперь уже не цензурной, а рыночной. Кино 90-х разминулось со зрителем, система проката разрушена: в кинотеатрах торгуют мебелью и автомобилями, и не верится, что туда когда-нибудь вернутся фильмы. Положение спасают фестивали, которые становятся альтернативой прокату. Пожалуй, самое неожиданное открытие нового времени – то, что зрителя надо развлекать. Как выяснилось, Запад целый век развивал отрасль развлечений, пока мы создавали искусство. Кинозалы оснастили суперзвуком, поставили новые кресла, развернули новый экран. Российский кинематограф, словно пережив краткую клиническую смерть, стал возвращаться к жизни.

Остаётся только понять: кто же станет новым самым главным киноначальником – министр, критик или продюсер?

В фильме принимают участие: Алексей Герман, Сергей Соловьёв, Виталий Мельников, Армен Медведев, Джемма Фирсова, Вадим Абдрашитов, Владимир Меньшов, Андрей Плахов, Иван Охлобыстин, Алексей Федорченко, Алексей Серебряков.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог