Голливуд: золотой век и позорная слава

Появление звука расширило возможности кинематографа: Голливуд вступил в эпоху расцвета.
Ольга Маршева
|
09 Марта 2011
Фото: Global Look Press/Russian Look

Появление звука расширило возможности кинематографа: Голливуд вступил в эпоху расцвета. У руля встали влиятельные продюсеры и звезды с миллионными гонорарами.

«ОСКАР» И РУССКИЙ ПРОВАЛ

После «Певца джаза» в моду вошли мюзиклы, а комедия полностью изменилась как жанр: на смену немой «комедии затрещин», пришла разговорная комедия положений.

В 1930 году в Голливуд прибыл Сергей Эйзенштейн. Он решил экранизировать «Войну миров» Герберта Уэллса и «Американскую трагедию» Драйзера.
В 1930 году в Голливуд прибыл Сергей Эйзенштейн. Он решил экранизировать «Войну миров» Герберта Уэллса и «Американскую трагедию» Драйзера.
Фото: ИТАР-ТАСС

«Говорящие головы» голливудских актеров стали главным аттракционом для публики: зрителю нравилось узнавать нью-йоркский акцент Джеймса Кэгни, и смеяться над «местечковым» выговором провинциала Гэри Купера.

В 1929 году состоялась первая в истории церемония вручения премии «Оскар». Правда, это закрытое, сугубо профессиональное мероприятие мало напоминало пышные шоу нашего времени. Оно и придумано было с вполне определенной целью — «поднять культурные, образовательные и научные стандарты кинематографа».

Довольно увесистая, покрытая золотом фигурка 13 дюймов высотой (около 33 см), изображала человечка с мечом в руке, стоящего на катушке с пленкой. Никаких эскизов не было: фигурку придумал, и тут же зарисовал на скатерти отеля Biltmore штатный художник студии MGM Седрик Гиббонс.

Ну, а тайну имени «Оскар» никто до сих пор не раскрыл. Статуэтку начали так называть (да и то, неофициально), только в середине 30-х. По разным версиям, имя родилось из мюзик-холльной шутки, очень популярной в то время («Будешь сигару, Оскар?»), или приз назвали в честь мужа актрисы Бетт Дэвис (внешнее сходство было поразительным).

Первую чертову дюжину «Оскаров» (да, Академики были не суеверны) вручили картинам, названия которых вряд ли вам что-то скажут. Лучшим фильмом стали «Крылья», лучшим актером — немец Эмиль Яннингс, лучшей актрисой — Джанет Гейнор. Но гораздо больше, чем о лауреатах, гости церемонии говорили о меню банкета в отеле Roosevelt — и о платьях присутствующих дам.

В 1930 году в Голливуд прибыл Сергей Эйзенштейн. Целый год он колесил по Америке с лекциями, а потом студия Paramount предложила гениальному «комми» снять несколько фильмов. Эйзенштейн на мелочи не разменивался: он решил, ни много ни мало, экранизировать «Войну миров» Герберта Уэллса, и «Американскую трагедию» Драйзера. Ознакомившись с готовыми сценариями, боссы Paramount пошли на попятную, и отказали Эйзенштейну по всем пунктам: его фильмы выйдут слишком длинными, слишком скучными, слишком дорогими, но, главное, провалятся в прокате. А спустя какое-то время закончился срок его американской визы, и Эйзенштейна просто спровадили из страны, от греха подальше. Совершенно очевидно, что в Голливуде испугались не больших трат, а «красной коммунистической заразы», исходившей от режиссера, и его свиты.

В 1939 году состоялась  долгожданная премьера «Унесенных ветром». Одноименным романом Маргарет Митчелл зачитывалась вся страна, о роли Скарлетт О'Хары мечтали абсолютно все голливудские актрисы подходящего возраста. (Кларк Гейбл и Вивьен Ли - кадр из фильма.)
В 1939 году состоялась долгожданная премьера «Унесенных ветром». Одноименным романом Маргарет Митчелл зачитывалась вся страна, о роли Скарлетт О'Хары мечтали абсолютно все голливудские актрисы подходящего возраста. (Кларк Гейбл и Вивьен Ли - кадр из фильма.)
Фото: Getty Images/Fotobank

КИНГ-КОНГ В ДЕПРЕССИИ

Начиналась Великая депрессия, и Голливуд должен был быть идеологически точен — главной целью кинематографа стало поднятие духа великой нации. Народ с восторгом принимал «Тарзана» с олимпийским чемпионом по плаванию Джонни Вейсмюллером (его вставили в фильм в последний момент, когда одобренный студией актер заболел). Настоящим блокбастером стал и «Кинг Конг» - фильм об обуздании дикого чудовища американскими самолетами и простой голливудской блондинкой. Кстати, поскольку из-за депрессии бюджеты фильмов сильно сократились, Кинг Конга создавали подручными средствами: огромную обезьяну «играла» 45-сантиметровая игрушка, а на единственном крупном плане его изображали три акробата, стоящие друг у друга на плечах, в костюме из

кроличьего меха.

Вопреки ожиданиям, огромным успехом пользовался первый полнометражный мультфильм Диснея, «Белоснежка и семь гномов» — он снимался четыре года, и стоил студии невероятную сумму 1,5 млн. На премьере была вся богема, от Джуди Гарланд до Марлен Дитрих — режиссера встречали стоячей овацией.

Но, несмотря на отдельные успехи, кинематограф, вместе со всей страной, переживал чудовищный финансовый кризис. Многие актеры покончили жизнь самоубийством (старлетка Пег Интуисл, например, прыгнула с гигантской буквы «H» в надписи «HOLLYWOOD» на лос-анджелесских холмах). Треть кинотеатров по всей стране просто закрылась, а владельцы тех, что остались, использовали все способы для привлечения зрителей: от бесплатных закусок в течение сеанса, до «банковской ночи», когда перед показом фильма устраивали лотерею с денежным призом.

Но американцы продолжали любить кино, несмотря ни на что — оно помогало им забыть о проблемах, ну, хотя бы на пару часов экранного времени.

КОДЕКС ХЕЙСА

Новыми героями стали гангстеры, проститутки, продажные политики, циничные журналисты. И, по контрасту — сексуальные танцовщицы, постоянные звезды мюзиклов Басби Беркли. Католическая церковь и официальные цензоры требовали бойкотировать всю эту «непристойность», и к 1934 году, действительно, оформился довольно жесткий ограничительный кодекс, через который проходил каждый киносценарий. Во всем мире он стал известен как «кодекс Хейса» - по имени политика-республиканца, впервые озвучившего мысль о необходимости цензуры.

«Кодекс Хейса» был так же влиятелен, как в свое время Святая инквизиция — его строго придерживались вплоть до 60-х годов прошлого века.

Согласно новой цензуре запрещалось изображение поцелуев, изображений «физической любви», адюльтера, и смакования насилия. Запрещались насмешки над законом и религией, недопустимым было изображать употребление наркотиков, а алкоголь разрешили только в особой категории «взрослого» кино (и только, если это было необходимо по сюжету). Любой намек на гомосексуализм героев был также запрещен, под запрет попала нецензурная брань и такой ключевой для многих фильмов сюжет, как кровная месть.

Может показаться, что эти цензурные ограничения были вполне разумны, но в действительности множество пунктов Кодекса напоминали фарс.

Вторую Мировую войну даже Голливуд не мог проигнорировать. Чарли Чаплин выпустил «Великого диктатора», где сам же сыграл двойную роль – еврейского парикмахера и вымышленного правителя Аденоида Хинкеля, который мечтает завоевать мир (конечно, он имел  ввиду Гитлера)
Вторую Мировую войну даже Голливуд не мог проигнорировать. Чарли Чаплин выпустил «Великого диктатора», где сам же сыграл двойную роль – еврейского парикмахера и вымышленного правителя Аденоида Хинкеля, который мечтает завоевать мир (конечно, он имел ввиду Гитлера)
Фото: Getty Images/Fotobank

Так, к примеру, героям запрещалось произносить слова «О Боже! (то есть поминать Господа всуе), а режиссерам — изображать поезд, въезжающий в тоннель — потому что по Фрейду это означало половой акт.

Тем не менее, как раз в Голливуде 30-х родилась так называемая «американская мечта» — идеальный миф о маленьком, скромном, добропорядочном труженике, который может преодолеть все трудности. Бедный юноша может влюбиться в богатую девушку, бедная танцовщица стать звездой экрана, бедняк — заработать миллион. Гениальный рецепт под названием «хэппи-энд», был выведен тоже в то самое время.

1939 год был для Голливуда знаковым — на экраны вышли одновременно «Волшебник страны Оз» и «Унесенные ветром».

Первый фильм — экранизация детской сказки Фрэнка Баума, бессмертная классика, и самый дорогой проект студии MGM. Благодаря «Волшебнику» стала звездой Джуди Гарланд, мама другой великой актрисы, Лайзы Минелли. Интересно, что на эту роль сначала хотели взять «ребенка-звезду» Ширли Темпл, а потом Дину Дурбин. Гарланд на пробах нацепили идиотский блондинистый парик, но кто-то из комиссии заметил, что как раз без парика Джуди выглядит как «настоящая девочка с канзасской фермы».

ЭРА СКАРЛЕТ

Премьера «Волшебника» прошла в августе, а в декабре настал черед другого гала-события. Состоялась долгожданная премьера «Унесенных ветром» - фильма, о котором последние годы только и говорили.

Одноименным романом Маргарет Митчелл зачитывалась вся страна, о роли Скарлетт О^Хары мечтали абсолютно все голливудские актрисы подходящего возраста. Над сценарием работало 15 человек, на проекте сменилось четверо режиссеров, бюджет перевалил за четыре миллиона.. Кларк Гейбл получил роль Ретта Батлера автоматически — а вот его партнершу искали гораздо дольше. Бетт Дэвис, Кэтрин Хепберн, Полетт Годар, Лоретта Янг, и еще полторы тысячи претенденток — всех их обошла малоизвестная театральная актриса из Англии Вивьен Ли. Несмотря на скепсис и обвинения студии в непатриотизме (зачем было брать англичанку на роль стопроцентной американки?!), на фильм, который длился почти четыре часа, выстраивались очереди. Но 1939 год стал особенным еще и по другой причине. В этот год началась вторая Мировая война, и это событие даже Голливуд не мог проигнорировать.

Сэмюэл Голдвин, создатель компании «Метро Голдвин Майер»
Сэмюэл Голдвин, создатель компании «Метро Голдвин Майер»
Фото: Getty Images/Fotobank

Еще до того, как была озвучена официальная позиция американского правительства, студия Warner Brothers выпустила очень смелый фильм, «Признание нацистского шпиона», в котором фашизм был назван абсолютным, ничем не оправданным злом. Уже на стадии съемок режиссеру, сценаристу, актерам, полетели угрожающие анонимки. На премьере дежурила полиция. Надо сказать, что у братьев Уорнер был личный повод для ненависти к фашистам: их офис в Берлине закрылся, после того, как нацисты расстреляли нескольких его представителей — евреев по национальности. Через четыре года Уорнеры снимут еще и антифашистскую «Касабланку».

Через год Чарли Чаплин выпустил «Великого диктатора», где сам же сыграл двойную роль — еврейского парикмахера, и вымышленного правителя Аденоида Хинкеля, который мечтает завоевать мир (конечно, он имел ввиду Гитлера).

В фильме «участвует» и другой диктатор, дружественной страны Бактерии — толстяк Беницио Напалони, в котором сложно не узнать Муссолини.

Но эти фильмы, к сожалению, были исключением из правил. Голливуд не спешил проявлять свою активную позицию в отношении войны. Американцы предпочитали думать, что война проходит где-то в другом мире, и до них вряд ли дойдет эхо взрывов. До нападения на Перл-Харбор в Голливуде вышло ни одного (!) фильма, где бы сами американцы участвовали в войне. Ходили слухи, что некоторые режиссеры порывались снять что-то на «актуальную» тему, но их всегда останавливали владельцы студий со словами: «Зачем будить спящий вулкан?

Еще неизвестно, в какую сторону повернется история».

ВОЙНА И МИР

После Перл Харбора, конечно, все изменилось. Актеры стали играть солдат, актрисы — медсестер и солдатских вдов. Лучшие режиссерские силы Голливуда — Фрэнк Капра, Джон Форд, Джон Хьюстон — стали снимать документальные фильмы на тему «Почему мы воюем». «Оскар»-1942 превратился в благотворительное мероприятие — все собранные средства пошли на помощь Красному Кресту. 12% мужчин, работающих в киноиндустрии, пошли добровольцами на фронт, среди них — настоящие звезды Кларк Гейбл, Генри Фонда, Джимми Стюарт. К концу войны эта цифра увеличилась до 25% — сам Рузвельт заявил, что «…Голливуд внес неоценимый вклад в нашу победу».

Но после войны, когда первая эйфория спала, стало очевидно: американский кинематограф ждет очередной кризис.

Ветераны войны возвращались домой с изменившимися ценностями: теперь они хотели уже не развлекаться, а заводить семьи, воспитывать детей, продолжать образование. Жизнь в больших городах потеряла былую привлекательность: теперь все стремились в пригороды. Сложно поверить, но радио становилось популярнее кинематографа: американцы экономили деньги. А в 50-х кинематограф ждал еще больший удар: появилось телевидение. В начале десятилетия в девяти домах из десяти был уже свой персональный «ящик».

Популярности не прибавила и «охота на ведьм», развернувшаяся в Голливуде сразу после войны.

Под «ведьмами» подразумевались евреи и коммунисты. Со студий увольняли всех сомнительных личностей. Оставшихся призывали доносить. Все боялись одного вопроса, который задавался на регулярных собраниях особого Комитета: «Вы были когда-нибудь, и являетесь ли вы сейчас коммунистом?» Попытка уклониться от ответа приравнивалась к ответу положительному. Исключений не делали даже для сильных мира сего: так, перед собранием Комитета предстал сам Сэмюэл Голдвин, создатель компании «Метро Голдвин Майер». В ответ на тот же вопрос, он ответил: «Когда мне понадобится ваше мнение на этот счет, я вам сообщу». Но сообщили, скорее, ему: через некоторое время Голдвин будет вынужден уйти со своего поста, как и Луис Майер, Дэррил Занук, и другие отцы-основатели Голливуда.

По рукам ходили «черные списки» киношников, по слухам, сочувствующим коммунистам. В Сенате расследовалась «антиамериканская деятельность» нескольких сотен людей, в том числе из первого ряда голливудской богемы. В числе этих «врагов народа» были имена Чарли Чаплина, Грегори Пека, Кэтрин Хепберн, Джина Келли, Фрэнка Синатры и Орсона Уэллса. Большинство из них были виновны лишь в своих лояльных взглядах: считать их настоящими коммунистами было просто абсурдно.

Американцы стыдятся своего прошлого до сих пор. И поэтому неоднозначно относятся к кинозвезде Джону Уэйну, который гордился своей ролью «изобличителя коммунистов». А когда режиссеру Элиа Казану в 1999 году вручали почетный «Оскар», часть зала демонстративно отказалась вставать, и даже аплодировать — всем было известно, что во времена «охоты на ведьм» Казан был одним из главных «информаторов» Комитета, и лично «заложил» около дюжины своих друзей.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог