Берегись троллейбуса — за рулем Аросева

В кресле водителя троллейбуса в самом лирическом моменте фильма сидел Эльдар Рязанов.
Анна Семенова
|
02 Декабря 2010
Фото: RUSSIAN LOOK

На съемках знаменитой комедии Рязанова «Берегись автомобиля!» стоило беречься не только автомобилей, на которых выполняли опасные трюки, но и обычного троллейбуса. Ведь игравшая водителя Ольга Аросева вела его сама! Только когда Смоктуновский кидался наперерез, она ужасно боялась задавить Иннокентия Михайловича.

Юрий Никулин не значится в титрах, но на самом деле сыграл в создании фильма важную роль — подарил авторам идею.

Эльдар Рязанов планировал снимать в главной роли Никулина. Артист уже и пробы прошел, и ускоренный курс вождения автомобиля «Волга»
Эльдар Рязанов планировал снимать в главной роли Никулина. Артист уже и пробы прошел, и ускоренный курс вождения автомобиля «Волга»
Фото: ИТАР-ТАСС

Во время гастролей цирка в Куйбышеве он услышал потрясающую историю. На одной автобазе работал очень честный водитель. Для предприятия, где процветало воровство, это был серьезный недостаток. Водитель был не только честный, но и наивный, поэтому однажды пришел к директору автобазы и пригрозил, что, если воровство не прекратится, он примет меры. Но директор принял меры первым: в грузовик нашего героя подбросили «левый» товар, а на дороге машину проверили. Невиновного человека посадили на четыре года… Отсидев срок и вернувшись в город, он устроился в ремонтные мастерские. И стал угонять автомобили у тех, кого подозревал в серьезных махинациях, а вырученные за продажу деньги перечислял в детдома или отдавал нуждающимся.

Вместо Никулина в картине сыграл Смоктуновский. Хотя для этого Рязанову пришлось буквально взять актера штурмом
Вместо Никулина в картине сыграл Смоктуновский. Хотя для этого Рязанову пришлось буквально взять актера штурмом
Фото: Из личного архива

Когда он попался — на «несчастливом» 13-м угоне, — на его стороне были и следователи, и судьи. А в день суда горожане устроили настоящий митинг! Они требовали отпустить на свободу честного угонщика и отправить за решетку «пострадавших». Суд вынес максимально мягкий приговор — один год заключения.

Решив снять фильм о честном воре, Эльдар Рязанов планировал взять на главную роль Никулина. Артист уже и пробы прошел, и ускоренный курс вождения автомобиля «Волга», но все испортил «Союзгосцирк», решивший отправить Никулина на длительные гастроли в Японию. В отчаянии Рязанов попросил о помощи председателя Кинокомитета. Тот обещал посодействовать — после того как прочтет сценарий. Знал бы Рязанов, чем обернется это чтение сценария… Председатель Кинокомитета заявил: «После такого фильма советские граждане примутся угонять автомобили!»

Ольга Аросева сама вела в кадре троллейбус
Ольга Аросева сама вела в кадре троллейбус
Фото: КИНОПОИСК.RU

И остановил производство фильма. Второй раз протолкнуть сценарий (кстати, это была первая совместная работа Рязанова и Эмиля Брагинского) получилось уже после того, как авторы сделали из него повесть и опубликовали ее в журнале «Молодая гвардия». Вот только график съемок снова никак не получалось совместить с графиком цирковых гастролей Никулина. Поэтому снимался не сам Никулин, а лишь его имя — Деточкина назвали Юрием в его честь.

Носить это имя в кино, как все мы прекрасно знаем, выпала честь Смоктуновскому. Но он от этой чести отказался в письменном виде. Уже когда исполнителей основных ролей утвердил худсовет, Рязанову пришла телеграмма: «Сожалению сниматься не могу врачи настаивают длительном отдыхе пожалуйста сохраните желание работать вместе другом фильме будущем желаю успеха уважением Смоктуновский».

Только глядя в глаза Аросевой, Смоктуновский смог сказать с нужной интонацией: «Здравствуй, Люба, я вернулся»
Только глядя в глаза Аросевой, Смоктуновский смог сказать с нужной интонацией: «Здравствуй, Люба, я вернулся»
Фото: КИНОПОИСК.RU

Послав ее, слабый, переутомившийся, страдающий гипотонией актер уехал за сто километров от Ленинграда на дачу — приходить в себя. «Лили дожди, кругом обложило, — вспоминал об этих днях Смоктуновский. — Одиннадцать километров размытой проселочной дороги превратили наш поселок в недосягаемый для обычного человека уголок. Ну, разумеется, все это не могло смутить того, кто сам стихия и бедствие… Чувствовал я себя из рук вон плохо, лежал в постели и вдруг увидел Рязанова. Он стоял в проеме двери, весь в черном, с него стекала вода, и почему-то шел пар. Он очень хорошо и просто-просто улыбался. А реальность своего появления он усугубил фразочкой тоже простой-простой: «Здравствуйте, Кеша!»

Жена Смоктуновского Соломея, поняв, зачем приехал режиссер, не сказала ему ни одного приветливого слова. А тот заливался соловьем, обещая перенести съемки под Ленинград, привезти на дачу несколько грузовиков земли, устроить на дачном участке субботник и создать на съемках голливудские условия… Позже, когда были ночные смены, не было буфета или ломалась техника, вся группа говорила: «Вон в каких условиях в Голливуде-то работают». Этого «позже» с участием Смоктуновского, может, и не случилось бы, не соверши его супруга одну оплошность. «Хозяйка молча жарила яичницу, — в свою очередь вспоминает Рязанов. — Она не вмешивалась в наш разговор, лишь изредка бросала на мужа презрительные взгляды. То, что меня накормили яичницей, оказалось, конечно, ошибкой со стороны хозяйки дома. Я подкрепился и решил про себя, что не уйду, пока не вырву согласия».

Когда хворый актер сдался под натиском энергичного режиссера, последний сказал, что после телеграммы устного согласия мало: в дирекции не поверят и перенести съемки на полтора месяца не разрешат.

И попросил написать расписку. Смоктуновский написал: «Расписка», но Эльдара Александровича такой бюрократизм не устроил, он хотел более интеллигентного обещания. «Диктуй», — сказал актер. «Диктант» потом хранился в архиве фильма вместе с приказами и сметами: «Директору творческого объединения тов. Бицу И. Л. Уважаемый Исаак Львович! Через месяц я заканчиваю съемки «На одной планете» (там актер играл самого Ленина — Прим. ред.)… Эльдар дает мне на «ремонт» месяц после окончания съемок. Так что с 26—27 августа я смогу быть в Вашем полном распоряжении и начать трудиться в Деточкине.

Желаю всего доброго, с уважением Смоктуновский».

У Рязанова получилось уговорить Смоктуновского сниматься — получилось и настоять, чтобы он научился водить машину. Путь к получению прав был тернист. Иногда актер выскакивал из машины и отказывался заниматься, иногда жаловался на преподавателя Рязанову, но со временем освоился за рулем и даже после съемок ездил на «Волге», считая ее самой надежной машиной. Хоть и попал на ней в аварию, не уберегся, но мнения своего не изменил. Конечно, Смоктуновский вел на съемках машину, когда требовались крупные планы. А трюки выполнял каскадер Александр Микулин. И все — на единственной машине. Самой обыкновенной, сошедшей с заводского конвейера, на которой не поменяли ни двигатель, ни шины...

Сломай Микулин машину — это было бы равносильно остановке съемок. И он, не имея права покалечить авто, проскакивал под огромным едущим грузовиком, перевозящим трубы, а развернувшись, заезжал на едущий трейлер. Комбинированных съемок погонь не было — разве что маленькие «военные хитрости». Например, когда машина быстро съезжает под откос, а потом задним ходом поднимается наверх, ее на самом деле тащили тросом — его можно даже разглядеть в кадре. Заботясь о сохранности авто, Микулин не очень заботился о сохранности нервов Рязанова. Снявшись в очередном каскаде трюков, Микулин спрашивал режиссера, не хочет ли тот повторить трюки вместе с ним. Вопрос задавался принародно, и ответить искренне у Эльдара Александровича не было возможности. Приходилось кататься.

На «Волге» Рязанов участвовал в трюках, а в кресле водителя троллейбуса сидел даже в самом лирическом моменте фильма, когда вышедший из тюрьмы Деточкин кидается к Любе. Сначала снимали крупный план Ольги Аросевой, потом камеру направляли на Смоктуновского. В это время Аросева уползала под сиденье, а на ее место усаживался режиссер. И Смоктуновский здоровался с Любой, когда на ее месте уже восседал Эльдар Александрович. Гениальный актер запарывал дубль за дублем, пока не попросил: «Пусть Люба, то есть Оля, останется». Аросева выползла из-под кресла, села в него — и Смоктуновский, заулыбавшись, наконец смог сказать с нужной интонацией: «Здравствуй, Люба, я вернулся».

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Таро-гороскоп на апрель 2024 года для всех знаков зодиака
Апрель станет непростым месяцем. С первых дней Меркурий развернется и пойдет в обратном направлении, поэтому многие знаки окажутся перед выбором или их дела начнут буксовать. Каждому представителю зодиакального круга не помешает помощь или хотя бы совет. Карты Таро укажут правильный путь для каждого, с этими рекомендациями вы сможете избежать проблем и даже выбиться в лидеры.

Таро-гороскоп на апрель 2024 Овен




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог