69-й Венецианский кинофестиваль завершился двумя событиями — приятным и забавным. Забавно было наблюдать сумятицу, возникшую после того, как первую партию призов перепутали и раздали не в те руки. Но все забылось от радостной новости: жюри назначило лучшей картину «Пьета» замечательного, умного, тонкого и, одновременно прямолинейно жесткого корейского режиссера Ким Ки Дука.
Когда Мостра (Mostra Internationale d’arte cinematografica - так называют фестиваль сами итальянцы) подошла к концу, напряжение достигло небывалого накала.
Мы, безусловно, переживали за российские фильмы, отправленные на старейший европейский киносмотр. В первую очередь за фильм Кирилла Серебренникова «Измена», попавший в список 18 конкурсантов. Но даже при самой горячей поддержке сразу после показа стало ясно, что новому руководителю театра Гоголя пора начать расширять свое видение кино как искусства.
Зато зрителям очевидно пришелся по душе фильм «Я тоже хочу» Алексея Балабанова. Режиссер повторил эксперимент Кена Лоуча, снявшего «Долю ангелов» без участия профессиональных актеров. К сожалению, эта картина была представлена только в секции экспериментального кино «Горизонты». И порадовало, что вторая внеконкурсная работа из России, непростая, выстраданная документальная картина Любови Аркус «Антон тут рядом» была отмечена призом интернет-критиков «Серебряная мышь».
Если же удавалось абстрагироваться от национальных приоритетов, то решить, кому стоит отдать главный приз, было практически невозможно.
Жюри предстояло выбрать лучшего из перечня таких признанных мастеров как Такеши Китано, который даже позволил убить себя в кадре, Оливье Ассаясу, Терренса Малика, Брайна де Пальмы…
Однако церемония награждения началась, и одним из первых спецприз жюри получил Пол Томас Андерсон. Так как режиссер на церемонию не приехал, награду вышел получать актер Филип Сеймур Хоффман, сыгравший у Андерсона в картине «Мастер» главную роль. Затем настал черед австрийца Ульриха Зайдля, чье кинематографическое исследование «Рай: Вера» удостоилось «Серебряного льва».
И только на сцене выяснилось, что режиссеров перепутали. Так что получавшим награды на глазах у изумленной публики пришлось обменяться не только поздравлениями, но и призами.
В следующий раз Филип Сеймур Хоффман поднимался на сцену тоже не зря. Правда, теперь он проделал путь не один, а с актером Хокаином Фениксом. Вместе они разрабатывали организацию секты в Америке в фильме «Мастер», и вместе разделили «Кубок Вольпи» - приз за лучшую мужскую роль. Такую же награду, но только в женской номинации, получила израильская актриса Адас Ярон, исполнившая роль в картине режиссера Рамы Бурштейн «Заполнить пустоту», о жизни ортодоксальной еврейской семьи.
Традиционную награду имени Марчелло Мастроянни за лучший дебют жюри присудило молодому актеру Фабрицио Фалько, сыгравшему у Марко Беллоккьо в «Спящей красавице».
Когда подошло время кульминационного момента, за «Золотым львом» — главной наградой за лучший фильм — был вызван корейский режиссер Ким Ки Дук. Свою картину «Пьета» Ки Дук снимал, пораженный одноименной картиной Микеланджело, изображающей Деву Марию, оплакивающую распятого сына, Христа. Стоит признать, что ни его фильм «Пьета», ни сам режиссер не упоминались в числе претендентов на награду.
Видимо, удивлен своей победой был и сам режиссер. Иначе как объяснить, что, принимая приз из рук директора кинофестиваля Альберто Барбера, Ким Ки Дук вместо благодарственной речи спел корейскую песню-легенду, своеобразный гимн победе — «Ариран».